На Новой сцене Вахтанговского театра премьера – «Саломея» Оскара Уайльда в постановке Гульназ Балпеисовой.
Я помню совершено отчетливо, что чтение драмы Оскара Уайльда «Саломея» произвело на меня страшное и гнетущее впечатление, но в то же время оторваться от написанного было невозможно. Зло бывает не только обаятельным, но и чарующим. «Чары – прекрасные и злые», пожалуй, главные слова в спектакле, как и великолепные работы актерского ансамбля.
Чары лунной душной ночи окутывают всё пространство и происходящее на сцене. Там говорят о тетрархе Иудеи – Ироде Антипе (Максим Севриновский), там – о красоте его падчерицы Саломеи (Мария Бердинских), там же вещает пророк Иоканаан (Денис Бондаренко). Всё идёт и течёт медленно, будто бы во сне – густая ночь спустилась на Иудею. Сон страшен, и всё происходит в мире подлунном.
Красавица – Саломея покинула пир. Она раздражена поведением отчима, ибо «муж её матери так на неё смотрит». Разгул буйствует во дворце Ирода Антипы, но и сама Саломея – не вздорна и взбалмошна. Она – одержима совращением пророка. Что может быть злее и прекраснее? Пророка, чьи слова страшат всех и каждого? Пророка, что жил в пустыне аскетом? Ему не нужна Саломея – искушение, вот только дочь Иродиады думает иначе.
Танец семи покрывал не сохранил пророку жизни – голова Иоканаана оказалась на серебряном блюде. Данные обещания нужно исполнять, даже если очень не хочется. В гибели пророка Ирод Антипа возможно (пред)видел и свой конец, но смириться с жизнью Саломеи уже после выполненного обещания также не смог. Падчерица по кончине Иоканаана была раздавлена щитами – «Воистину она дочь своей матери». А любовь сильнее смерти.
Марина АБРАМОВА,
Фото – Валерий МЯСНИКОВ