Елизавета Фролова – искусствовед, предприниматель, коллекционер, куратор. Окончила отделение истории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова. Со-основатель и директор Synergy Art и Ярмарки современного искусства Art Russia. Сооснователь благотворительного проекта Всероссийского конкурса детского анималистического рисунка среди учащихся художественных школ «Красота мира» (более 20 тыс. участников за 8 лет). Отвечала за формирование коллекции и концепции музея «Ар-деко» на Лужнецкой набережной. С 2015 года активно занимается просветительской деятельностью в области искусства. Основатель бесплатных образовательных проектов по современному искусству elizart и церковному искусству Icon_elizart.
Автор книги «Скульптура Ар-деко: истоки и расцвет». Автор публикаций на темы современного искусства и церковного искусства в печатных и интернет изданиях.
– Расскажите о своём пути. Когда вы начали заниматься искусством и как пришли к этому?
– Я в искусстве с самого детства. Моя мама в своё время открыла антикварный салон и иконописную мастерскую. Соответственно, в 12 лет я попала в мир искусства и арт-бизнеса, начиная с помощи маме в работе в салоне и заканчивая написанием икон. После этого я получила образование, окончив МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «История искусства». Это стало определяющим этапом моей жизни, которая сейчас неразрывно связана с искусством.
– Как вам пришла идея создания ярмарки современного искусства Art Russia?
– На момент появления ярмарки я уже совместно с Корпорацией «Синергия» создала серьёзный образовательный проект в области искусства и арт-бизнеса Synergy Art Academy, который ежегодно обучает более 1000 студентов на краткосрочных онлайн-курсах. В ближайшее время мы запускаем долгосрочные образовательные программы по таким арт-профессиям, как арт-продюсер, арт-менеджер, куратор, критик, искусствовед, арт-терапевт и SMM для арт-индустрии. Это будут объёмные программы со множеством модулей и часов. Человек сможет за полгода в ускоренном режиме переквалифицироваться и получить новую специальность.
Что касается Art Russia, в 2018 году мы провели в «Манеже» Synergy Art Forum, а уже в следующем году решили его расширить и преобразовать в ярмарку современного искусства и форум. Если говорить в цифрах, решение об изменении концепции привело к увеличению числа посетителей с 3 тысяч до 20 тысяч человек. Также нам удалось помочь нашим художникам – участникам ярмарки не только найти новых покупателей и коллекционеров, но и привлечь внимание российского и международного арт-сообщества.
– А как арт-мир отнёсся к появлению вашего продукта?
– В России ярмарок подобного уровня немного. Тем не менее как новички мы столкнулись с неприятием нашего проекта в сложившихся арт-кругах. Были претензии к тому, что мы предоставляем стенды не только галереям, но и персонально художникам. Но, как мы сейчас видим, даже те, кто яростно реагировал на нашу концепцию, теперь уже сами предлагают стенды художникам.
– Вы часто говорите о необходимости объединения российского арт-рынка. Эта идея получила распространение?
– Глобально – нет. Однако, возможно в связи с последними общемировыми событиями, я вижу, что отдельные арт-проекты наконец-то начали объединяться для совместных мероприятий. Как пример, мы видим, что параллельно с крупными ярмарками теперь проходят ярмарки-спутники. Да и к Art Russia Fair появился бóльший интерес со стороны галерей, готовых объединиться в рамках одного события с художниками, продвигающими себя самостоятельно.
– Какая у вас в глобальном смысле миссия в искусстве?
– Глобальная миссия в том, чтобы показать людям радость и необходимость искусства в жизни каждого человека. К сожалению, у нас за долгие годы определённых режимов люди привыкли жить вне искусства и не считают его нужным и необходимым для себя. Когда мы приезжаем в Европу, да и в целом во все страны, кроме стран третьего мира, мы видим, что искусство – это норма повседневной жизни. В бизнес-районах повсюду стоят скульптуры, внутри каждого здания висят картины, в домах у всех есть те или иные произведения искусства. В нашей стране мы до сих пор можем, придя в гости, не увидеть ничего от искусства. Поэтому глобальная миссия – научить людей жить искусством, понимать его и чувствовать его необходимость.
И второе – это развитие нашего арт-рынка. У нас много художников, но среди них очень мало тех, кто продаёт свои работы и занимается своей творческой карьерой. Индустрия развивается очень сложно и не в последнюю очередь как раз по той причине, что у нас мало масштабных арт-событий, мало коллекционеров и крайне мало внимания международного арт-сообщества к тому, что происходит в искусстве в России. Отсюда, собственно, и возникла идея Art Russia как серьёзного проекта для решения всех выше обозначенных задач.
Беседовала Эльмира ГУЛИЕВА,
Фото — Фотобанк холдинга «Синергия», фотограф Анастасия ЛАПКОВСКАЯ.
Републикация фото в сети Интернет и в других проектах, помимо проектов Университета «Синергия» и издательских проектах редакции СМИ «АртМосковия» запрещена.