РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваЕврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие

Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие

В Еврейском музее и центре толерантности представили главный выставочный проект весны «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», который проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового уникального явления в искусстве ХХ века.

Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. После отмены черты оседлости талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема. Ведущие еврейские художники — Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Элиэзер (Эль) Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, принадлежавшие к различным течениям авторы, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».

Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.

Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр (ГОСЕТ). С ГОСЕТом сотрудничали такие ведущие деятели культуры, как Абрам Эфрос, Алексей Грановский, Иехезкиель Добрушин, Соломон Михоэлс и Марк Шагал. Театральные композиции Шагала, по многим свидетельствам, влияли не только на общее оформление постановки, но и на стиль театральной игры еврейских актеров.  Представленный на выставке цикл произведений «Введение в еврейский театр» признан одной из бесспорных вершин творчества Шагала. В этот же раздел войдут произведения Александра Тышлера и Марка Эпштейна, сотрудничавших с другим авангардным коллективом — с Театральной студией «Культур-Лига» под руководством Эфроима Лойтера.

Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали значимыми этапами в формировании еврейского авангарда. В залах музея будет представлена реконструкция выставки «Культур-Лига» 1922 года, на которой экспонировались произведения Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Именно это историческое событие, по мнению кураторов проекта, может считаться высшей точкой развития авангардных тенденций в их творчестве и в еврейском художественном движении в целом.

Отдельный зал экспозиции посвящен творчеству художников 1920-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов («проект утверждения нового») Элиэзера Лисицкого до произведений конца 1920-х годов, демонстрирующих постепенное затухание авангардных тенденций и интеграцию еврейского искусства в контекст советского «большого стиля».

Эль Лисицкий

Эль Лисицкий. «Титульный лист папки «Фигурины» (Figurinen-mappe). 1923 Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем» (текст А.Е. Крученых, музыка М.В. Матюшина). Бумага, цветная литография, 53,3×45,5. Государственная Третьяковская галерея

Эль Лисицкий

Эль Лисицкий. Чтец. (Ansager). Лист №2 из папки «Фигурины» (Figurinen-mappe). 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем» (текст А.Е. Крученых, музыка М.В. Матюшина). Бумага, цветная литография. 53,3×45,5. Государственная Третьяковская галерея

Эль Лисицкий

Эль Лисицкий. Путешественник по всем векам (Globetrotter in der Zeit). Лист №5 из папки «Фигурины» (Figurinen-mappe). 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем» (текст А.Е. Крученых, музыка М.В. Матюшина). Бумага, цветная литография. 53,3×45,5. Государственная Третьяковская галерея

Эль Лисицкий

Эль Лисицкий. Новый (Neuer). Лист №10 из папки «Фигурины» (Figurinen-mappe). 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем» (текст А.Е. Крученых, музыка М.В. Матюшина). Бумага, цветная литография, 53,3×45,5. Государственная Третьяковская галерея

Эль Лисицкий

Эль Лисицкий. Проун № 1 Лист из альбома «Проекты оформления выставки Проун (Москва-Берлин)». 1923. Бумага, литография, аппликация из красной бумаги. 60×43,9. Государственная Третьяковская галерея

Эль Лисицкий

Эль Лисицкий. Проун № 2 Лист из альбома «Проектов оформления выставки Проун (Москва-Берлин)». 1923 Бумага, литография, черная бумага (аппликация). 60,4×44,1. Государственная Третьяковская галерея

На выставке представлено более 100 живописных и графических работ Марка Шагала, Натана Альтмана, Давида Штеренберга, Эль Лисицкого, Роберта Фалька, Иосифа Чайкова, Александра Тышлера, Соломона Никритина, Якова Паина, Ниссона Шифрина, Иссахара Бер Рыбака и других.

Произведения предоставлены крупнейшими российскими музеями, среди которых Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей истории евреев в России, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частными коллекционерами.

Ниссон Шифрин. Чтение Торы.

Ниссон Шифрин. Чтение Торы. Кон. 1910-х гг. Бумага, уголь, 20,3х17,4. Российский государственный архив литературы и искусства

Иссахар Бер Рыбак. Симхат-Тора. Из альбома «Штетл» («Местечко»).

Иссахар Бер Рыбак. Симхат-Тора. Из альбома «Штетл» («Местечко»). Бумага, литография, 33,2 х 48,2. Музей истории евреев на территории бывшей царской империи

Иссахар Бер Рыбак. Симхат-Тора. Из альбома «Штетл» («Местечко»).

Иссахар Бер Рыбак. Рынок. Из альбома «Штетл» («Местечко»). Бумага, литография. 33,2 х 48,2. Музей истории евреев на территории бывшей царской империи

Александр Тышлер. «Мужчина под зонтиком».

Александр Тышлер. «Мужчина под зонтиком». Эскиз костюма для спектакля Театральной студии Культур-Лиги «Шабтай Цви» по пьесе Ш. Аша и Е. Жулавского. 1922 Бумага, карандаш, 35,4х23. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Александр Тышлер. «Мужчина в широких штанах».

Александр Тышлер. «Мужчина в широких штанах». Эскиз костюма для спектакля Театральной студии Культур-Лиги «Шабтай Цви» по пьесе Ш. Аша и Е. Жулавского. 1922. Бумага, карандаш, 35х25,5. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Марк Шагал. Человек с опрокинутой головой.

Марк Шагал. Человек с опрокинутой головой. 1918. Бумага, тушь, перо, карандаш, 29,2×22,3. Государственная Третьяковская галерея

Владимир Баранов-Россине. Беспредметное. 1918.

Владимир Баранов-Россине. Беспредметное. 1918. Холст, масло, 72х52. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Натан Альтман. Натюрморт с синим графином

Натан Альтман. Натюрморт с синим графином. 1912 Холст, масло. 75,5х60. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых

Натан Альтман. Россия. Труд. 1920-1921.

Натан Альтман. Россия. Труд. 1920-1921. Красное дерево, бумага, уголь, эмаль. 98,5х49. Государственная Третьяковская галерея

Роберт Фальк. Пейзаж с деревьями. 1910-е.

Роберт Фальк. Пейзаж с деревьями. 1910-е. Холст, масло. 91×71,5. Частное собрание

Ниссон Шифрин. Бахчисарай.

Ниссон Шифрин. Бахчисарай. 1919-1920. Картон, масло. 28×35. Частное собрание

В.Д. Баранов-Россине. Пейзаж.

В.Д. Баранов-Россине. Пейзаж. 1923 Холст, масло. 34,5х45. Собрание семьи Мамонтовых

Соломон Никритин. Женский портрет.

Соломон Никритин. Женский портрет. 1915 Бумага, акварель, графитный карандаш. 20 х 26,5. Российский государственный архив литературы и искусства

Натан Альман. Портрет Сильвии Гринберг.

Натан Альман. Портрет Сильвии Гринберг. 1923. Холст, масло, асфальт. 59.8 х 45 см. Собрание семьи Палеевых

Яков Паин. Натюрморт с тыквой.

Яков Паин. Натюрморт с тыквой. 1919. Холст, масло, 67,5х48. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств

Исаак Рабинович. Эскиз костюмов для спектакля «Суд идет»

Исаак Рабинович. Эскиз костюмов для спектакля «Суд идет» по пьесе И. Добрушина. Московский ГОСЕТ. 1928. Цветная бумага, тушь, белила, аппликация, 72,4х55,1. Российский государственный архив литературы и искусства

Давид Штеренберг. Натюрморт с синей вазой

Давид Штеренберг. Натюрморт с синей вазой. 1920 Холст, масло. 67х68. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Давид Штеренберг. Натюрморт с синей вазой

Давид Штеренберг. «Стол с сахарницей» Кубистический фактурный этюд. 1920. Холст, масло, 71х57,4. Государственная Третьяковская галерея

Давид Штеренберг. Натюрморт.

Давид Штеренберг. Натюрморт. 1919-1920 гг. Холст, масло, 55 х 69,5. ГУК ТО «Тульское музейное объединение»

Давид Штеренберг. Натюрморт с черным подносом.

Давид Штеренберг. Натюрморт с черным подносом. 1924 Холст, масло. 70 х 104 ГМИИ им. А.С. Пушкина

Роберт Фальк. Портрет Льва Яковлевича Зевина.

Роберт Фальк. Портрет Льва Яковлевича Зевина. 1922. Холст, масло, 135х96. Ярославский художественный музей

Яков Паин. Пила. 1918-1919.

Яков Паин. Пила. 1918-1919. Фанера, масло. 71х62. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств

Яков Паин. Дневная молитва

Яков Паин. Натюрморт «Дневная молитва». 1918 Холст, масло, 67х49. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Александр Лабас Натюрморт.

Александр Лабас Натюрморт. 1920. Холст, масло, 62х50. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Роберт Фальк. Турецкая пекарня.

Роберт Фальк. Турецкая пекарня. 1915. Холст, масло, 105х100. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Роберт Фальк. Книги и графин.

Роберт Фальк. Книги и графин. 1927. Холст, масло, 71х67. ГУК ТО «Тульское музейное объединение»

Роберт Фальк. Автопртрет в белой рубашке.

Роберт Фальк. Автопртрет в белой рубашке. 1922 Холст, масло. 87,5х70. Государственная Третьяковская галерея

Александр Тышлер. Цветодинамическое напряжение в пространстве.

Александр Тышлер. Цветодинамическое напряжение в пространстве. 1924. Холст, масло, 128,5х97,5. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Александр Тышлер. Цветодинамическое построение красного цвета.

Александр Тышлер. Цветодинамическое построение красного цвета. 1922. Холст, масло, 101х65,5. Государственная Третьяковская галерея

Натан Альтман. Эскиз декораций для спектакля Московского ГОСЕТа «Уриэль Акоста» по пьесе К. Гуцкова. Библиотека в доме Де-Сильвы.

Натан Альтман. Эскиз декораций для спектакля Московского ГОСЕТа «Уриэль Акоста» по пьесе К. Гуцкова. Библиотека в доме Де-Сильвы. 1921. Картон, графитный карандаш, темпера, белила, лак, серебряная и золотая фольга, аппликация. 34,4х48,1. Театральный музей им. А. А. Бахрушина

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru