Журнал «Юный искусствовед» помимо полезных знаний и увлекательного содержания журнал дарит детям России ощущение большого удивительного мира, формирует мечту о путешествиях и открытиях, и самое главное — помогает разным мальчикам и девочкам обрести Культуру (с большой буквы!), без которой невозможно вырасти хорошим человеком. Журнал создает целая команда профессионалом, его создатели, Манук Мелконян и Фиона Вирфель ответили на несколько вопросов и рассказали АртМосковии о своём журнале.
– Понимаем, вопрос довольно банальный, но с него нельзя не начать, особенно когда это правда интересно. Как вы придумали «Юный искусствовед»?
Манук Мелконян: «Юный искусствовед» – это наслоение всех наших предыдущих идей, проектов и большого опыта. Было желание делать что-то большое и востребованное, нужное, чтобы в этом было то, что мы любим: искусство, дух приключений и радость открытий.
– На фоне всех остальных журналов об искусстве вы решили делать журнал для детей. Почему вы обращаетесь именно к «юным» искусствоведам?
Манук Мелконян: Мы поняли, что если делать такое издание «по-взрослому», то оно сразу попадет в большую клетку из штампов, стереотипов и ограничений. Детское творчество гораздо более вариативно и к тому же свободно от присущего всему взрослому цинизма и едкости. Нам было важно создать нечто действительно увлекательное, в чем есть жизнь, но при этом искреннее, доброе и вдохновляющее.
– Что вы хотите, чтобы дети увидели в вашем журнале? Какую глобальную цель преследует «Юный искусствовед»?
Фиона Вирфель: Мы хотим, чтобы читатели увидели потрясающий мир вокруг. Наша читательская аудитория – это не только жители Москвы и Санкт-Петербурга, где, несомненно, есть куда сходить с ребенком: здесь множество шедевров на расстоянии вытянутой руки. География наших подписчиков простирается буквально от Калининграда до Владивостока, включая села и поселки, маленькие города, в которых нет даже музеев. Наша цель показать мир искусства этим детям.
Манук Мелконян: И не только детям. «Юный искусствовед» — это издание для всех. И для родителей, и для бабушек и дедушек. Наш журнал – это возможность заглянуть за пределы своего города, села или деревни, и начать мечтать.
– То есть вы хотите всех сделать искусствоведами?
Манук Мелконян: У нас нет идеи, что все дети должны стать искусствоведами и художниками. Но чем бы человек ни занимался, всегда хорошо, когда у него широкий кругозор. Это история про познание мира и про общее развитие, развитие склада мышления.
Фиона Вирфель: Кроме того, искусство развивает творческое и критическое мышление. Я читала точные исследования о том, что картины эпохи Возрождения или голландских мастеров содержат так много деталей, что если обучать ребенка в них всматриваться, то это целый этап пути к развитию правополушарных способностей, о которых так много и часто сейчас говорят.
– С этим трудно не согласиться. Хочу спросить: почему ваш журнал выходит только в печатной версии? Почему, вам кажется, это лучшим решением, чем digital-издание?
Манук Мелконян: Когда речь идет о какой-то эстетике, особенно о комиксах, то она иначе воспринимается в печатном виде. Это совершенно особенное тактильное удовольствие. Плюс в журнале много того, что нужно делать именно руками: задания, сканворды, лабиринты и так далее. Цифрового контента и так очень много. Дети окружены (и даже атакованы) им со всех сторон. Мы хотим их немного отвлечь от этого, и не только отвлечь, но и дать что-то очень интересное и ценное.
Фиона Вирфель: Добавлю, что мы живем в такую эпоху, когда каждому второму ребенку ставят CДВГ. Чтобы замедлить детей, нужно учиться качественно проводить время вместе с ними. Журнал построен таким образом, что он нескучный и идеально подходит для совместного чтения. Причем он нескучный и для моей четырехлетней дочери, и для меня. Как показывает практика, даже самые неусидчивые дети увлекаются приключениями главных героев журнала Костика и Пушкина, замедляются, вчитываются.
– Вы сказали, что журнал помогает качественно проводить время вместе с детьми. Как именно «Юный искусствовед» способствует этому?
Фиона Вирфель: Журнал интересен и детям и родителям, это позволяет увлечься процессом чтения и обсуждения без стресса и чувства обязанности. Чтение «ЮИ» может стать хорошей семейной традицией. У нас в семье есть время, когда мы убираем телефоны, гаджеты, чтение электронной почты и все остальное. Для меня как для молодой мамы в этом большая ценность – быть наедине, вдвоём, без внешнего мира. И я активный пропагандист этого.
Манук Мелконян: Мы хотим объединять родителей и детей, а не разъединять.
– Журнал помогает читателям собрать коллекцию уникальных арт-принтов. Почему это так важно – ценить и коллекционировать искусство?
Манук Мелконян: Коллекционирование и шире — собирательство, это очень важный принцип детского восприятия жизни. Через вещи, через игрушки, через марки, через разные побрякушки ребенок формирует свой мир вещей, который остается с ним всю жизнь. Поэтому, чем «качественнее», интереснее, необычнее вещи он собирает, тем более многогранным будет его личное внутреннее пространство.
Фиона Вирфель: «Юный Искусствовед» показывает читателям с самых ранних лет, что коллекционирование само по себе это естественный процесс, особенно для детского существования. В нашем журнале мы в том числе рассказываем и про больших коллекционеров, о том, что именно из личных коллекций создавались и продолжают создаваться крупнейшие российские и мировые музеи.
Фото – редакция журнала «Юный Искусствовед»