Фонд Потанина и ИКОМ России открыли международный форум «Музейный гид»

349

Стартовал ежегодный международный форум «Музейный гид», организатором которого выступает Благотворительный фонд Владимира Потанина. В этом году мероприятие проходит с 26 по 29 мая в цифровом формате и по традиции объединяет ведущих представителей сферы культуры, науки, искусства и медиа.

Форум начался с доклада на тему «Музеи и цели устойчивого развития», который определил глобальную роль музея в достижении всеобщего культурного, экономического и социального блага. Своей экспертной позицией по этому вопросу поделился Генри Мак-Ги, эколог и музейный куратор, автор инициативы Curating Tomorrow, член рабочей группы ИКОМ по устойчивому развитию и член комиссии по образованию и коммуникации Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Великобритания.

«В России на сегодняшний работают почти 4000 музеев, за прошлый год они приняли более 15 миллионов посетителей – это очень высокий показатель, – отметил Генри Мак-Ги. – Музеи являются заметной движущей силой в обществе, занимаются сохранением культурного и природного наследия, вносят вклад в экономику, общественное благополучие, могут эффективно взаимодействовать с другими секторами. В этом плане, мы видим непосредственную связь между ролью музея и целями устойчивого развития».

В рамках второй дискуссии под общим названием «Музеи и будущее, которого мы хотим» эксперты продолжили тему устойчивого развития, рассмотрев музеи, как наиболее стабильные социальные институты, которые смогли быстро адаптироваться к изменившимся условиям и предложить аудитории совершенно новые форматы.

С какими вызовами и возможностями столкнулись музеи за последнее время, рассказали ведущие эксперты в области культуры, искусства и благотворительности: Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, Мари-Кларте О’Нил, профессор Эколь дю Лувр, президент комитета по образованию и культурной деятельности Международного совета музеев ИКОМ (CECA-ICOM), Франция, Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, Юлия Пагель, генеральный секретарь Европейской сети музейных организаций NEMO, Германия, эколог и музейный куратор Генри Мак-Ги.

«Искусство, музей и культура – это самые настоящие спасительные средства, – прокомментировала Зельфира Трегулова. – Разумеется, сейчас мы столкнулись с кризисом. Но помимо очевидных сложностей он может привести и к некоторым позитивным трансформациям. Возможность работать онлайн у музеев есть, и она умножилась многократно. Потенциал партнерских ресурсов также значительно возрос. Например, виртуальная прогулка по Третьяковке с Сергеем Шнуровом собрала 750 тысяч просмотров. И это показало, что об искусстве можно говорить прямо, современно, по-новому, и при этом создать ощущение вовлеченности, будто вы стоите непосредственно перед полотном. До пандемии мы слишком быстро бежали, а сейчас появилось возможность задуматься о проектах и решениях, которые раньше откладывались. Выстраивается другая система приоритетов».

«Мы привыкли, что музеи ассоциируется с чем-то консервативным из-за своей основной функций хранения, но сейчас становится очевидно, что они перестраиваются, продолжают творить, предлагают новые креативные решения, – добавила Оксана Орачева. – За последние два месяца музеи получили возможность ближе рассмотреть свое сообщество, ту аудиторию которая пришла в музей, несмотря на ограничения. Именно эта аудитория и станет поддержкой музея в будущем. Сегодня мы помогаем сообществу, предлагая бесплатный контент, а завтра сообщество поддержит музей».

О том, как подстраиваются под изменившиеся условия и как работают с новыми форматами западные музеи, рассказала Мари-Кларте О’Нил, профессор Эколь дю Лувр, президент комитета по образованию и культурной деятельности Международного совета музеев ИКОМ (CECA-ICOM).

«Сейчас я часто слышу от коллег: мы начали делать что-то новое. При этом если говорить о виртуальных инструментах, то важно не забывать, что это, в первую очередь, инструменты, и важно, что вы ими транслируете. Долгое время мне казалось, что их используют как техническую новинку, с помощью которой заново воспроизводится то, что аудитория уже видела. И для меня стало очевидно, что нам необходимо менять контент. Полагаю, что мы не сможем полностью перейти в онлайн, и придется найти баланс между виртуальной реальностью и реальностью обычной. Но виртуальные инструменты, безусловно, смогут глубже вовлечь людей в культурную жизнь».

«Нам не нужно забывать о том, что участие в культурной жизни – это неотъемлемое право человека, и это право не должно зависеть от финансовых возможностей. То, что цифровые инструменты помогают людям получить эти права – прекрасно. Цифровые платформы – это не замещение традиционных форматов, это еще одна возможность дать людям понимание того, чем занимается музей, приоткрыть завесу закулисной жизни. И вот эта доступность музейного контента, к которой мы сейчас движемся, в определенном смысле отвечает одной из целей устойчивого развития – сокращение неравенства», – добавил Генри Мак-Ги.

Результатами проведенного исследования деятельности музеев в период текущего кризиса и выводами о приоритетных направлениях их развития поделилась Юлия Пагель, генеральный секретарь Европейской сети музейных организаций NEMO.

«Кризис не выявил критически новых вопросов, но теперь они стали более важными. Усилилась важность культуры в целом, роль устойчивости и цифровых инструментов. Многие музеи отметили значительную потерю дохода, музеи из туристической области говорили о потере дохода до 75%, что означает сотни тысяч евро в цифровом выражении. Музеи стали придумывать новые способы говорить со своей аудиторией, развивать новые услуги, в том числе и цифровые. 50% музеев в текущих условиях предложили новые онлайн инструменты. И это верное решение. Музеи должны быть ориентированы на рынок, на потребителей. Из того, что сейчас особенно интересно потребителям, можно отметить социальные сети, а также контент связанный с экспозицией, – фильмы, ролики – то, как мы можем использовать объект в виртуальном пространстве».

Форум продолжит свою работу: следить за дискуссиями и задавать вопросы участникам можно на сайте museumguide2020.ru или в социальных сетях Фонда Потанина.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.