Продолжается работа форума «Музейный гид», который проходит по инициативе Фонда Потанина с 26 по 29 мая. В рамках третьего дня форума эксперты обсудили роль музея как драйвера устойчивого развития среды, особенности взаимодействия музеев и медиа в изменившихся условиях, а также рассмотрели арт-терапевтические программы и их вклад в преодоление социальной травмы.
Третий день «Музейного гида» начался с разговора на тему «Музей и город. Безопасность, открытость, устойчивость». Экспертный взгляд на взаимодействие музеев с местными сообществами в новых условиях представили: Том Флеминг, основатель и директор международного консультационного агентства Tom Fleming Creative Consultancy, Великобритания, и Наталья Федянина, директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска». Модератором дискуссии выступила. Вероника Мисютина, советник Центра управления благосостоянием и филантропии, руководитель направления филантропических программ департамента корпоративного обучения бизнес-школы СКОЛКОВО.
«Ключевое условие развития и открытости музея – постоянный пересмотр подходов к своей деятельности, – отметил Том Флеминг. – Мир меняется очень быстро, и музей не просто должен отвечать на эти изменения, а вовлекаться в них. После пандемии музей станет более инклюзивным и релевантным современным вызовам. Может измениться внутренний дизайн зданий музеев, произойти смена баланса между физическим и виртуальным. В центр разговора о глобальных проблемах должен будет встать музей как безопасная, открытая и нейтральная платформа».
«Музей – место публичного уединения, и в этом сейчас наше преимущество перед театрами, – прокомментировала Наталья Федянина. – Отдельные виды работы музея в скором времени будут возобновлены, хотя в нормальное русло мы вернемся не скоро. Наша основная цель сегодня – не количество контента, а его качество и функционал, который позволял бы музею взаимодействовать с аудиторией, сохранять интонацию общения со зрителем и функцию социализации. Для этого музею нужно не только показывать себя, свои коллекции, но и то, чем живут люди».
Форум продолжила дискуссии на тему «Цифровая открытость и медиаграмотность в сфере культуры». Своей позицией по этим вопросам поделились: Иван Бегтин, директор и учредитель АНО «Информационная культура», Василий Буров, соучредитель АНО «Информационная культура», Владимир Определенов, заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ им. А. С. Пушкина, член Президиума ИКОМ России, заведующий кафедрой ИТ в сфере культуры НИУ ВШЭ, Сергей Давыдов, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Вадим Ваньков, директор департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации, Алексей Тихонов, специалист по цифровым технологиям Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО. Модератором выступила заведующая отделом развития Государственного музея Л.Н. Толстого Фёкла Толстая.
«Музеи – основа культурного наследия, а доступность культурного наследия – часть образования и знания. – отметил Иван Бегтин. – Именно поэтому в сфере культуры так важна открытость. Она подразумевает хорошо описанные коллекции, доступные онлайн, машиночитаемые каталоги, свободные лицензии, открытые данные, вовлечение аудитории в наполнение и улучшение коллекций».
«Если у вас высокий уровень цифровой компетенции, вы можете выбирать: быть открытой или закрытой организацией в цифровом плане, – поделился своей позицией Сергей Давыдов. – Но если стремишься к открытости, то без цифровой грамотности не обойтись в любом случае. Когда мы говорим о компетенциях и инновациях, мы находимся в диапазоне между возможностями и угрозами. Музейное сообщество в этом смысле очень сенситивно. Технологии, безусловно, будут использоваться все больше, но в то же время они не должны представлять угрозу основной функции музея – сохранению истории».
В завершение третьего дня форума состоялся разговор на тему «Музеи как терапевтический ресурс». Возможности музеев влиять на психологическое благополучие аудитории обсудили: Элизабет Иоаннидес, арт-терапевт, куратор образовательных программ Национального музея современного искусства, Греция Стивен Легари, заведующий арт-терапевтическими программами Монреальского музея изящных искусств, Канада, Роман Романов, директор Музея истории ГУЛАГа, руководитель Фонда Памяти, и Динара Халикова, директор по проектам ИКОМ России. Модератором беседы выступила Нана Жвитиашвили, искусствовед, арт-терапевт, кандидат психологических наук, Великобритания.
«Музеи могут создать платформу для самовыражения, безопасного проявления чувств и поддержания социальных связей. Мы работаем с широким спектром программ, в том числе терапевтической направленности, и не хотим просто обрушивать на аудиторию тонны информации, а стремимся вовлечь каждого зрителя, независимо от его особенностей и возможностей. Каждому человеку нужно чувствовать, что он является частью чего-то значимого. В этом смысле музеи могут мыслить локально и отвечать запросам местных сообществ, – отметила Элизабет Иоаннидес.
«Принципы работы с социально уязвимыми группами релевантны для любой аудитории, потому что каждый живет сегодня в стрессе и зачастую требует индивидуального подхода, – прокомментировала Динара Халикова. – Инклюзивные программы открывают для музея новые возможности для работы с посетителями в целом и обращаются к чувственно-эмоциональному опыту человека».
Форум продолжит свою работу: следить за дискуссиями и задавать вопросы участникам можно на сайте museumguide2020.ru или в социальных сетях Фонда Потанина.