Фотовыставка Игоря Гневашева в Витебске прошла в рамках фестиваля искусств «Славянский базар»

262

В рамках XXVIII Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске 2019» с 8 по 16 июля проходила фотовыставка кинофотохудожника Игоря Гневашева. Организатор выставки –Национальный фонд поддержки правообладателей.

Игорь Иванович Гневашев (19 октября 1936, Одесса – 25 ноября 2016, Москва) – советский и российский фотожурналист и фотохудожник, член Союза журналистов и Cоюза кинематографистов России. По мнению английского объединения «Фотоэкспедиция», Игорь Гневашев вошел в число восьми лучших фотографов мира.

Лауреат премии «Золотой глаз России», мастер, чье имя занесено в мировую энциклопедию «Современный фотограф» («Макмиллан Паблишерз Лимитед» – одно из крупнейших и наиболее известных в мире издательств), Игорь Гневашев пришел в фотожурналистику в период «хрущевской оттепели». Издания, для которых он тогда работал, – «Советский Союз», «Огонек», «Комсомолка».

Кто-то из друзей привел Гневашева в кино. Почти двадцать лет он фотографировал для журналов «Советский экран» и «Советский фильм». Режиссерами фильмов, на съемках которых он работал, были Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов, Василий Шукшин, Никита Михалков, Леонид Гайдай, Сергей Соловьев и многие другие. Большая часть его творчества – это жизнь отечественного кинематографа, насыщенная «эмоциями и интонациями». Его фотографии со съемок фильмов становились визитной карточкой будущих шедевров.

Иногда, как на съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию», кадр фотографа предвосхищал находку режиссера. Многие помнят, как в картине царь Иван Грозный, волей сценаристов перемещенный в советские 1970-е, сидит на тахте, вертя в руках кассетный магнитофон – вещицу необыкновенную и желанную по тем временам не только для персонажей, недавно прибывших из XVI века. Между тем эпизод этот появился в фильме почти случайно. Артист Юрий Яковлев в «царском» гриме отдыхал между эпизодами съемок, слушая кассетник. Фотограф Игорь Гневашев не удержался – снял этот момент. Режиссер Леонид Гайдай, обожавший импровизации, появился как раз вовремя, чтобы объявить: «Вот это мы и закрепим!» Сегодня эта фотография уже на обложке книги «Иконы 1960-1980», а имя автора входит в «Антологию российской фотографии ХХ века». Его многолетняя работа в кино получила международное признание и особо была отмечена премией Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ и Союза журналистов «Золотой глаз России».

Ролан Быков назвал мастерство Игоря Гневашева «мастерством простоты». Репортаж, особенно настоящий, без инсценировки, – трудный, но любимый фотографом жанр. Больше всего снимки Игоря Гневашева похожи на кинокадры. Среди работ, вошедших в золотой фонд отечественной фотографии, – и знаменитые снимки «Отец и сын» (1960), где малыш обхватил ногу отца, как самую надежную опору, и «Первенец» (1963), на котором отец, прижав к себе сверток с новорожденным, шагает по проселочной дороге, оставив далеко позади оживленных женщин. Фотографии Игоря Гневашева – это сама жизнь, как она есть: без лакировки, приукрашивания и эпатажного любования – та самая фотография, которая всегда остается в истории фотоискусства.

Персональные выставки Игоря Гневашева проходили в Москве, Твери, Нижнем Новгороде. Он участвовал в выставках: «Интерпрессфото» (диплом), Всесоюзная выставка 1976 года (Бронзовая медаль), «30 лет Великой Победы» (приз), «Наша молодость» (диплом), «ФОТО 60-70».

В 2011 году на IX фестивале «Московская премьера» фотохудожник стал лауреатом специального приза за вклад в культуру.

Работая на съемках фильмов в качестве фотографа, Игорь Гневашев не раз привлекался для исполнения эпизодических ролей. В ряде фильмов использовались фотографии, выполненные Гневашевым. Кроме того, Игорь Иванович сам снял несколько документальных фильмов.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.