В экспозицию первой персональной выставки художника в Москве войдут деревянные скульптуры, в которых он переосмысляет наследие античности. Важной частью экспозиции станет своеобразная ретроспектива фестиваля «Архстояние» за годы его существования. Выставка открывается 21 июля и продлится до 12 сентября.
Николай Полисский. Бобур. 2013. Металлический каркас. Березовая лоза. Фото предоставлено пресс-службой Фестиваля «Архстояние»
Экспозиция объединяет в единое целое два смысловых уровня: ландшафт земли и ландшафт неба. Первый слой — базовый, связанный корнями с творчеством гения места Николая Полисского и основанной им артели деревенских жителей, которые с его помощью стали художниками.
Эту часть экспозиции составляют деревянные скульптуры Николая Полисского и «Никола-Ленивецких промыслов» — серия «Русская античность», отсылающая к руинированным классическим базовым элементам. Серия объектов, собранных из орешника в духе классического зодчества и скульптуры, заново изобретает античность — так, как если бы она рождалась в русской деревне. Николай Полисский и его соавторы создают колонны, базы и архитравы не из мрамора и гипса, а из древесины кустарника, обильно растущего в лесах вокруг деревни Никола-Ленивец.
Серия «Русская античность» развивает традицию, сложившуюся с первых лет деятельности Николая Полисского и его артели в Никола-Ленивце. С 2000 года художники переосмысливают архитектурные «бренды»: в 2000 году был возведен месопотамский «Зиккурат» из сена, в 2001-м — «Акведук» из снега, в 2002-м — «Дровник»-замок, в 2003-м — «Медиабашня». «К 2020–2021 году пришло время обратиться к началу — подпитаться от античного искусства, заложившего принципы и основы дальнейшей истории градостроения», — говорит Николай Полисский.
Второй слой экспозиции — нематериальный, являющий собой энергию художественного творчества и эксперимента с территорией, поиска места жизни в искусстве. Слой представлен проектами, реализующимися на территории Никола-Ленивца: фестивалем «Архстояние», Ночью новых медиа, «Архстоянием Детским», а также другими событиями разного масштаба, после которых в парке остаются монументальные произведения архитектуры; однако многое уходит, и не сохраняя по себе материальных следов. Этот слой представлен медианосителями и включает в себя медиапроекты «Архстояния»: перформансы, видеофильмы и другие арт-проекты, запечатленные за шестнадцать лет существования фестиваля. Многие из них будут показаны впервые, в том числе видеоперформанс немецкого художника Марка Форманека длительностью 32 часа и несколько документальных фильмов об «Архстоянии».
Дуалистическая концепция проекта позволяет показать весь диапазон происходящих в Никола-Ленивце процессов и презентует широту художественных высказываний, создающих вокруг маленькой деревни богатый ландшафт современного искусства.
Также до 31 августа на Красной площади у стен ГУМа работает еще один совместный проект галереи «ГУМ-Red-Line» и фестиваля «Архстояние» — фестиваль паблик-арта «Красный сад», который представляет собой сад скульптур, созданных известными российскими художниками: Николаем Полисским, Аристархом Чернышевым, Ринатом Волигамси, Романом Ермаковым, Дмитрием Аске, Дмитрием Жуковым, Андреем Филипповым, Василисой Прокопчук и Евгением Брагиным. В основе экспозиции, в которую вошла и работа Николая Полисского «Колонна» из той же серии «Русская античность», лежит идея соединения «города» и «леса» — искусственной и естественной среды, цивилизации и природы, классической культуры и современности.