Хосе Рибера, Франсиско де Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо – три имени, три художника золотого, королевского, испанского века объединил Музей Вальрафа-Рихарца в Кельне (одна из крупных картинных галерей Германии). Реализм эпохи барокко данных художников граничит с натурализмом, что обязательно сказывается на зрительском восприятии.
При создании такого эффекта художникам понадобились не только острый реализм, пафос, убежденность мастеров, но и буйство цвета, непринужденность, драматизм. Одним из символов выставки стала картина Хосе Риберы «Святой Павел. Отшельник» (1647). Более восьмидесяти лет полотно находится в кельнской коллекции, но недавно картина была отреставрирована коренным образом. Хосе Рибера стал героем выставки. Его выразительность письма отражена уже раннем «Мужском портрете» (около 1609 года, Картинная галерея, Берлин), который долгое время считался произведением Караваджо. Обратить внимание стоит и на полотно Франсиско де Сурбагана «Христос милосердия», где распятый Сын Бога и человека – не болящий, а таинственно светящийся в темноте Спаситель, безмолвное величие которого непосредственно захватывает. Выставка объединяет произведения изобразительного искусства музеев Германии и Испании.
Марина АБРАМОВА, подготовлено по материалам музея Вальрафа-Рихарца