Рембрандт Харменс ван Рейн и его современники были очарованы далекими странами, товары которых в большом количестве ввозились в Нидерланды в XVII веке. Постепенно увлечение стало модой, претворившейся в изобразительном искусстве: реализм живописи сочетался с желанными образами, даже библейские сюжеты были обогащены экзотическими элементами. В то же время другая сторона такого явления была представлена в гораздо меньших масштабах: рабство, насилие, эксплуатация и торговые войны.
Отдельные полотна Рембрандта полны очарования экзотики. В глазах зрителей кальвинистских Нидерландов полотна Рембрандта были одновременно реалистичными и отчужденными. Восток, представленный на выставке – свидетельство первой глобализации. Влияние культур восточных стран на Нидерланды XVII века было огромным: мода экзотические предметы быта, флоры и фауны, торговли. Шелк, фарфор, диковинные попугаи, образцы тканей, оружия, древних манускриптов, специй можно увидеть на картинах голландских мастеров. Предметы роскоши Востока были привилегией в домах состоятельных горожан. Все это приобретали, покупали, коллекционировали богатые мореплаватели и купцы. К 1650 году не было в Нидерландах дома, где не находили бы место предметы экзотики или роскоши: раковина, турецкая скатерть, шарф из индийского хлопка или китайская ваза.
И всё же европейско-восточный диалог не был на равных. За богатством, которое лилось потоком в города-гавани Нидерландов стояли рабство и угнетение, лишь немногочисленные и отдельные работы указывают на подобные факты. «Для голландцев времен Рембрандта страны Ближнего и Дальнего Востока были богаты на истории, полными драматизма, катастроф и болезней в море, захватов пиратами и борьбой за господство на воде с англичанами и португальцами, контактами с чужеземными народами. Об этом рассказывали моряки, купцы, солдаты. Однако такие сюжеты редко попадали на полотна голландских живописцев», – рассказывает куратор выставки Гэри Шварц.
Рембрандт был не первым художником, который привнес ориентализм в живопись. «Первым был амстердамский живописец Питер Ластман. Он долгое время жил в Италии, Венеции, соприкасался часто с образами Востока. Ластман был учителем Рембрандта, он очень сильно на него влиял. Именно Ластман первым ввел в живопись ориентализм, настолько он им был очарован», – продолжает Г. Шварц.
В крупном выставочном проекте приняли участие музеи Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Израиля, Испании, Нидерландов, США.
Подготовила Марина АБРАМОВА по материалам музея Барберини