Мировая премьера сочинения Ильи Демуцкого «Последний день вечного города» для хора, солистов, драматических актеров и инструментального ансамбля пройдет в Зале Зарядье 2 ноября 2021 года. Главный участник действа — Московский государственный академический камерный хор (Минин-хор). Весной будущего года знаменитый коллектив отметит 50-летие с момента основания. В разное время специально для хора сочинения, ставшие классикой отечественного и мирового искусства, создавали Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Родион Щедрин, Эдуард Артемьев и другие выдающиеся авторы. Илья Демуцкий по праву занял место в этом впечатляющем списке.
Фотограф Даниил Рабовский
Идея провести аналогии между Первым Римом и Москвой, которую называют Третьим Римом, и посмотреть, как поменялись проблемы горожан за 2000 лет, принадлежит либреттисту и театральному художнику из Чикаго Ольге Масловой. C Ильей Демуцким их свел проект «Для «Черного квадрата» (футуристическая опера по мотивам оперы 1913 года «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Крученых).
«Сначала я наткнулась на фото ресторанчика, откопанного недавно в Помпеях и подозрительно напоминающего привокзальное заведение рядом с тремя вокзалами. Потом — на фразу из письма двухтысячелетней давности о том, как пыльно и душно летом в Риме, как коренным жителям некуда деваться от приезжих, и потому надо срочно бежать за город, на дачу, на свежий воздух, за свежим молоком. Захотелось ответить на вопрос, заданный еще в 1-м веке нашей эры: «Ну и что же тебя здесь держит, добровольный заложник города?». Результатом замысла стало сочинение Ильи Демуцкого, воссоздающее звуковой ландшафт мегаполиса», – говорит Ольга Маслова.
Вместе с поэтом Катей Капович (лауреат «Русской премии» 2012 года в категории «Малая проза») Ольга Маслова создала оригинальное либретто, в котором использованы первоисточники времен Рима (письма Сенеки и Плиния Младшего, стихотворения Катулла, Ювенала и Марциана), настенные надписи, найденные при раскопках Помпеи и Рима, стихи Кати Капович, написанные специально для оратории, записи известного американского поэта, лауреата ряда престижных американских премий, номинанта Пулитцеровской премии Энджи Эстес (Аngie Estes) и даже птичьи трели в вольном переводе.
Композитор Илья Демуцкий завоевал мировую известность в 2016 году: его музыка к фильму Кирилла Серебренникова «Ученик» была удостоена премии Европейской киноакадемии. В дальнейшем он неоднократно сотрудничал с этим режиссером — в драматических спектаклях «(М)ученик», «Кому на Руси жить хорошо»), балетах «Герой нашего времени» (2015), «Нуреев» (2017), созданных по заказу Большого театра (хореограф обеих постановок — Юрий Посохов). В декабре 2019 года в Большом театре, а затем в Лондоне с огромным успехом прошла мировая премьера одноактного балета «Габриэль Шанель» (хореография Юрия Посохова, режиссер и автор либретто Алексей Франдетти). В июле 2021 года в Большом театре состоялась премьера балета Ильи Демуцкого «Чайка» (хореограф Юрий Посохов, режиссер Александр Молочников).
«Мое сочинение — и не опера, и не оратория в чистом виде, хотя есть черты и оперы, и оратории. На первом плане для меня был хор во всем многообразии его возможностей, его красота и, если можно так сказать, «не-красота» — потому что избранный язык, выразительные средства очень контрастны. В период сочинения я понял, что отзвук в моей душе (не только в этой конкретной работе) нашла самая разная музыка, особенно та, которую я пел как хорист или дирижировал. Например, Carmina Burana Карла Орфа. Иногда я полушутливо называю свою работу русской «Карминой Бураной».
Мы искали именно универсальность. В самом названии, которое долго и трудно рождалось, скрыто противоречие: «Последний день вечного города». Именно последний и именно вечного! А какой это город? Мы не говорим. Может быть, Москва — есть такая отсылка. А может быть, и Древний Рим. Ну вот эти граффити на стенах, — подлинные, времен Древнего Рима: знаете, писали-то те же неприличные слова, которые мы и сейчас видим! Или, например, в одной из сцен зачитывается меню того времени — слушайте, да то же самое мы увидим сейчас в лучших ресторанах Москвы! Так что, кроме визуальной части, наша жизнь не очень-то изменилась: люди хотят вкусно поесть, пережить романтическое увлечение, эротическую страсть или политическое потрясение», – рассказывает композитор Илья Демуцкий.