По оценкам Научно-исследовательской независимой экспертизе им. П.М.Третьякова за последние тринадцать лет статистика фальшивок и копий на российском рынке составляет больше половины. А учитывая, что средняя цена сделки составляет примерно 1,8 миллиона рублей, подобные риски имеют весьма ощутимые последствия. Поэтому, как правило, ни один аукционный дом и профессиональный арт дилер не совершают серьезную покупку или продажу предметов искусства без полноценной экспертизы.
Проблема фальшивок сегодня естественно не нова. Подделки появились тогда же, когда за искусство начали платить (уже в Римской Империи неблагочестивые торговцы сбывали фальшивые греческие статуи). Современные же мошенники, в чьем распоряжении находятся новые технологии и достижения химической промышленности, одними имитациями не ограничиваются. Чаще, они используют работы малоизвестных авторов, которые подписываются и выдаются за произведения их более именитых коллег. Кроме этого, активно продают в качестве шедевров копии, сделанные учениками художественных академий или младших современников.
Поэтому даже то, что вещь старая, мастерски сделанная и автограф визуально похож на автора, не гарантирует сохранности инвестиций. Единственный способ действительно удостовериться в подлинности предмета – это провести полноценную экспертизу, в которую входят как искусствоведческие, так и технологические исследования.
Зарубежные коллеги в своей работе полагаются в основном на провенанс. Но нам такая роскошь не доступна: из-за перераспределения имущества и войны почти ни у одной значимой вещи нет полной истории бытования. В связи с чем, для установления авторства наши эксперты используют не только стилистический анализ, но и полный спектр доступных технологических методик: исследуют поверхность в микроскоп, анализируют свечение в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре, а также прибегают к помощи коллег-химиков для микрохимического анализа красочного слоя.
Только на основании положительных результатов всех перечисленных исследований эксперт может сделать вывод о подлинности предмета. Такие высокие стандарты научности выработались не сразу. Вплоть до двухтысячных экспертное заключение делалось исходя из мнения одного единственного эксперта, чья подпись становилась чуть ли не важнее, чем та, что была на холсте. Но из-за череды ошибок и громких скандалов, стало понятно, что насмотренности и стилистического анализа недостаточно для вынесения верного вердикта.
На рынке всё еще гуляет довольно много заключений старого образца, но доверия они не вызывают еще и потому, что не всегда идут в паре со своей оригинальной вещью. Поскольку стандартов оформления не было, заключение могло выглядеть просто как листок бумаги с надписью “вещь не вызывает сомнений в подлинности” подписанный уважаемым экспертом. Естественно, что подобную бумагу можно прикрепить к любому количеству предметов. Поэтому нередко на вещи уже имеющие такие заключения сейчас делают дополнительную экспертизу, отвечающую новым стандартам.
Спрос на экспертизу не снизился даже на фоне эпидемиологической ситуации. В начале этого года был зафиксирован значительный рост продаж предметов живописи. Популярностью сейчас пользуются работы художников второй половины ХХ века, в особенности картины членов «Лианозовской группы»: Владимира Немухина, его супруги Лидии Мастерковой, Дмитрия Краснопевцева и Владимира Вейсберга. В ответ на повышенный спрос естественно увеличилось количество подделок на вещи этих авторов, а соответственно и потребность в их экспертной оценке.
Научная экспертиза стала неотъемлемой частью российского рынка искусства, без которой не проходит почти ни одна крупная сделка и точно ни одна надежная.
Екатерина ПОНОМАРЕНКО, начальник отдела научных проектов