Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойТеатрИтоги Театральной олимпиады 2019 и Года театра в России подвели на культурном...

Итоги Театральной олимпиады 2019 и Года театра в России подвели на культурном форуме в Петербурге

В этом году программа секции была неразрывно связана с масштабным событием Года театра – Театральной олимпиадой 2019. На Форуме прошли мероприятия, посвященные вопросам театральной культуры в мировом контексте. Участники из разных стран обсудили ситуацию и положение современного театра с исторической, практической и теоретической точек зрения.

Мероприятие с участием ведущих театральных деятелей России и мира открыло работу секции «Театр». В 2019 году, который объявлен в России Годом театра, развитие отечественного театрального искусства и международного театрального сотрудничества стало одной из ключевых тем Форума. На пленарном заседании «Культурные мосты в театральном мире: Театральный процесс в интеркультурном аспекте» в Главном Штабе Эрмитажа выступили заместитель Министра культуры Российской Федерации Павел Степанов, руководитель секции «Театр», художественный координатор Международной театральной олимпиады в России, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, председатель Международного комитета Театральной Олимпиады Теодорос Терзополус (Греция) и др.

Секция «Театр» в этом году проходит под эгидой одного из ключевых мероприятий Года Театра в России – Международной театральной олимпиады 2019. Олимпиада представляет выдающиеся достижения театральных деятелей со всего мира, расширяет диалог театральных школ и направлений разных стран, способствует развитию театрального образования и театрального искусства в целом.

«Театральная олимпиада 2019 стала демонстрацией разнообразия, профессиональных связей, общения. Я впервые увидел, что люди, которые вообще не смотрели в сторону театра, благодаря такой интенсивной программе повернулись к нему. Это говорит, что то, чем мы пытаемся заниматься, — особое и уникальное искусство. Во время театрального представления и враги, и оппоненты вдруг на два-три часа забывают о своих взглядах, политических мотивациях и живут в унисон тому действу, которое их захватывает», — отметил Валерий Фокин.

Крупнейший проект Года театра завершился на Исторической сцене Мариинского театра. Всероссийский театральный марафон проходил c 18 января по 12 ноября 2019 года в форме гастрольной эстафеты региональных театров и охватил все 85 субъектов Российской Федерации. Участниками Всероссийского театрального марафона стали 93 города и 203 театра и учреждения культуры. В торжественной церемонии приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец и представители Организационного комитета Года театра.

«Сегодня в зале собрались все те, кто творил Год театра. Этот год сам по себе был абсолютно необычным. Осталось всего полтора месяца, и наш Год театра станет историей во всех смыслах этого слова. Сегодня от всех нас мне хочется поблагодарить Организационный комитет Года театра. Мы все вместе сотворили очень полезное дело: прошли показы спектаклей, фестивали, гастроли, и все это дало новый старт развитию театрального искусства в стране. Те фестивали, которые начались, станут постоянными; те связи, которые наработаны в течение этого года, станут постоянными. Я поздравляю вас с грандиозным успехом и желаю процветать русскому театру», — сказала Ольга Голодец.

На Новой сцене Александринского театра прошла серия научных конференций. 14 ноября в Медиацентре прошел симпозиума «Межнациональные взаимосвязи в зеркале театрального процесса». Театральные критики, историки театра, искусствоведы выступили со своими докладами, обращая внимание на современный театральный процесс, с точки зрения международных взаимосвязей. Многие участники конференции обращались к историческим театральным явлениям. Так театральный критик Павел Руднев поведал слушателям о философии Мартина Бубера и эстетике театра Ежи Гротовского. Доклад специалиста по истории русского театра Беатрис Пикон-Валлен (Франция) был посвящен культурным связям в области театра между Европой и Азией, на примере сценических опытов таких режиссеров, как Всеволод Мейерхольд и Ариана Мнушкина. Докладчиками также выступили специалисты Андреа Порчедду, театральный критик (Италия), Жорж Баню, профессор Института театральных исследований Университета Париж III Новая Сорбонна (Франция), Вильмар Саутер, профессор кафедры культуры и эстетики Стокгольмского университета (Швеция), Кристин Амон-Сержоль, профессор Международной лаборатории искусствоведения университета «Париж III Новая Сорбонна» (Франция) и другие.

Параллельно в другом зале Новой сцены шла другая конференция, под названием «Театр в международном культурном пространстве». В ней также приняли участие знаменитые деятели, исследователи театра со всего мира: Власта Смолакова, театровед, доктор философских наук (Чехия), Мари-Кристин Отан-Матье, директор Национального Центра научных исследований (Франция), Томаш Кубиковский, руководитель литературной части театра Народовы (Польша), Пиркко Коски, профессор кафедры философии, истории и искусствоведения Университета Хельсинки (Финляндия) и другие. В своих докладах выступающие отметили особенности культур разных стран, определили специфики театрального искусства и проследили взаимосвязи национального наследия не только с современными, но и историческими сценическими явлениями.

Во второй день работы секции в Главном Штабе Эрмитажа прошла панельная дискуссия «THEATRUM 2020: расширяя границы сотрудничества театра и музея». В дискуссии приняли участие режиссер, художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрей Могучий (Россия), куратор выставки «Опера: страсть, власть и политика» Музея Виктории и Альберта Кейт Бейли (Великобритания), генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева (Россия), креативный директор Манчестерского Международного фестиваля (Великобритания) Марк Болл и другие. Представители музеев и театров обсудили вопросы, связанные с копродукцией и культурным взаимодействием двух сущностей искусства.

«Когда разные организации и разные истории объединяются в один проект, это собственно то, что отличает сегодняшний менеджмент в том числе. Это изначально партнерская история, когда в одном проекте объединяются не только разные специалисты, но и разные сферы», — отметила Оксана Орачева.

Практика совместных проектов театра и музея сейчас активно развивается, и аудитория жаждет новых идей и решений. Специалисты обсудили вопросы реализации глобальных проектов, нашли общие точки соприкосновения театра и музея, а также дальнейшие перспективы развития этого направления.

«Мы живем в мире визуальной культуры, и наша аудитория становится все более глобальной. Одновременно с этим их ожидания становятся все более высокими, и нам приходится удивлять их каждый раз все больше, — сказал Марк Болл. — Музей стал местом, где можно поднимать вопросы о том, что мы ценим, что мы храним в нашей памяти, и что этого достойно».

15 ноября на Новой сцене Александринского театра продолжились научные симпозиумы. Конференция «Театральное знание и культурное поле мирового театра» была посвящена глобальным вопросам театрального искусства. Спикеры охватили широкий вектор тем, связанных с международными фестивалями, взаимодействием России и Европы в театральных проектах, перформативным и визуальным искусством. В конференции приняли участие Бит Эстерман, заместитель руководителя Института трансформации государственного сектора в Бернском университете прикладных наук (Германия), Жозетт Фераль, профессор Международной лаборатории искусствоведения, Университет Париж III Новая Сорбонна (Канада), Донателла Гаврилович, профессор кафедры истории театра, Римский университет Тор Вергата (Италия) и другие.

Также состоялся круглый стол «Стратегия интеркультурных спектаклей» на котором встретились практики и теоретики из разных стран мира и России: Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра (Россия), Андрей Щербан, режиссер (США), Виктор Рыжаков, режиссер (Россия), Левент Улукут, актер, директор Измирского государственного театра (Турция) и другие. Эксперты не просто поделились своим опытом создания международных, интеркультурных театральных проектов, но и затронули очень важную тему – театр как объединяющая и жизненная сила.

«Театр рождался как искусство обращения к глобальным проблемам бытия, и это не средство утверждения национальной особенности. Театр обращен к экзистенциальным проблемам бытия и это позволяет объединять людей вопреки трагедиям и обреченностям. Это и есть великая миссия театра. Для того чтобы жить должен быть некий театр, некое искусство, которое через катарсис говорит нам “пожить подольше”, — сказал Валерий Фокин.

Все участники дискуссии сошлись во мнениях, что театр, как и любое искусство, не имеет границ, не разделяет людей на категории, а, наоборот, создает прекрасную основу для взаимодействия и обмена культурными ценностями.

«В этом мире нет ничего лучше, чем сцена. Все, что объединяет людей — начинается с искусства, – отметил Левент Улукут. — Театральные фестивали – это способ изучения культуры других народов, и я верю в их силу объединения. Благодаря культуре будущее принадлежит детям. Если мы хотим, чтобы наше будущее было без войн и конфликтов мы должны знакомить детей с искусством».

Заключительным событием секции стал круглый стол «Современный театр: проблемы и достижения». Дискуссия была посвящена современному состоянию театрального процесса России и Польши. Общие славянские корни несомненно повлияли на развитие театра двух стран. Именно поэтому спикеры обратились к культурному прошлому России и Польши для того, чтобы проанализировать сходства и различия в формировании современного театра. В обсуждении приняли участие ректор Академии театральных искусств имени С. Выспянского в Кракове Дорота Сегда (Польша), ректор Российской академия театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский (Россия), директор Института им. Гротовского в г. Вроцлав Ярослав Фрет (Польша), главный редактор «Петербургского театрального журнала», профессор РГИСИ Марина Дмитревская (Россия) и другие.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru