Итоги Театральной олимпиады 2019 и Года театра в России подвели на культурном форуме в Петербурге

669

В этом году программа секции была неразрывно связана с масштабным событием Года театра – Театральной олимпиадой 2019. На Форуме прошли мероприятия, посвященные вопросам театральной культуры в мировом контексте. Участники из разных стран обсудили ситуацию и положение современного театра с исторической, практической и теоретической точек зрения.

Мероприятие с участием ведущих театральных деятелей России и мира открыло работу секции «Театр». В 2019 году, который объявлен в России Годом театра, развитие отечественного театрального искусства и международного театрального сотрудничества стало одной из ключевых тем Форума. На пленарном заседании «Культурные мосты в театральном мире: Театральный процесс в интеркультурном аспекте» в Главном Штабе Эрмитажа выступили заместитель Министра культуры Российской Федерации Павел Степанов, руководитель секции «Театр», художественный координатор Международной театральной олимпиады в России, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, председатель Международного комитета Театральной Олимпиады Теодорос Терзополус (Греция) и др.

Секция «Театр» в этом году проходит под эгидой одного из ключевых мероприятий Года Театра в России – Международной театральной олимпиады 2019. Олимпиада представляет выдающиеся достижения театральных деятелей со всего мира, расширяет диалог театральных школ и направлений разных стран, способствует развитию театрального образования и театрального искусства в целом.

«Театральная олимпиада 2019 стала демонстрацией разнообразия, профессиональных связей, общения. Я впервые увидел, что люди, которые вообще не смотрели в сторону театра, благодаря такой интенсивной программе повернулись к нему. Это говорит, что то, чем мы пытаемся заниматься, — особое и уникальное искусство. Во время театрального представления и враги, и оппоненты вдруг на два-три часа забывают о своих взглядах, политических мотивациях и живут в унисон тому действу, которое их захватывает», — отметил Валерий Фокин.

Крупнейший проект Года театра завершился на Исторической сцене Мариинского театра. Всероссийский театральный марафон проходил c 18 января по 12 ноября 2019 года в форме гастрольной эстафеты региональных театров и охватил все 85 субъектов Российской Федерации. Участниками Всероссийского театрального марафона стали 93 города и 203 театра и учреждения культуры. В торжественной церемонии приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец и представители Организационного комитета Года театра.

«Сегодня в зале собрались все те, кто творил Год театра. Этот год сам по себе был абсолютно необычным. Осталось всего полтора месяца, и наш Год театра станет историей во всех смыслах этого слова. Сегодня от всех нас мне хочется поблагодарить Организационный комитет Года театра. Мы все вместе сотворили очень полезное дело: прошли показы спектаклей, фестивали, гастроли, и все это дало новый старт развитию театрального искусства в стране. Те фестивали, которые начались, станут постоянными; те связи, которые наработаны в течение этого года, станут постоянными. Я поздравляю вас с грандиозным успехом и желаю процветать русскому театру», — сказала Ольга Голодец.

На Новой сцене Александринского театра прошла серия научных конференций. 14 ноября в Медиацентре прошел симпозиума «Межнациональные взаимосвязи в зеркале театрального процесса». Театральные критики, историки театра, искусствоведы выступили со своими докладами, обращая внимание на современный театральный процесс, с точки зрения международных взаимосвязей. Многие участники конференции обращались к историческим театральным явлениям. Так театральный критик Павел Руднев поведал слушателям о философии Мартина Бубера и эстетике театра Ежи Гротовского. Доклад специалиста по истории русского театра Беатрис Пикон-Валлен (Франция) был посвящен культурным связям в области театра между Европой и Азией, на примере сценических опытов таких режиссеров, как Всеволод Мейерхольд и Ариана Мнушкина. Докладчиками также выступили специалисты Андреа Порчедду, театральный критик (Италия), Жорж Баню, профессор Института театральных исследований Университета Париж III Новая Сорбонна (Франция), Вильмар Саутер, профессор кафедры культуры и эстетики Стокгольмского университета (Швеция), Кристин Амон-Сержоль, профессор Международной лаборатории искусствоведения университета «Париж III Новая Сорбонна» (Франция) и другие.

Параллельно в другом зале Новой сцены шла другая конференция, под названием «Театр в международном культурном пространстве». В ней также приняли участие знаменитые деятели, исследователи театра со всего мира: Власта Смолакова, театровед, доктор философских наук (Чехия), Мари-Кристин Отан-Матье, директор Национального Центра научных исследований (Франция), Томаш Кубиковский, руководитель литературной части театра Народовы (Польша), Пиркко Коски, профессор кафедры философии, истории и искусствоведения Университета Хельсинки (Финляндия) и другие. В своих докладах выступающие отметили особенности культур разных стран, определили специфики театрального искусства и проследили взаимосвязи национального наследия не только с современными, но и историческими сценическими явлениями.

Во второй день работы секции в Главном Штабе Эрмитажа прошла панельная дискуссия «THEATRUM 2020: расширяя границы сотрудничества театра и музея». В дискуссии приняли участие режиссер, художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрей Могучий (Россия), куратор выставки «Опера: страсть, власть и политика» Музея Виктории и Альберта Кейт Бейли (Великобритания), генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева (Россия), креативный директор Манчестерского Международного фестиваля (Великобритания) Марк Болл и другие. Представители музеев и театров обсудили вопросы, связанные с копродукцией и культурным взаимодействием двух сущностей искусства.

«Когда разные организации и разные истории объединяются в один проект, это собственно то, что отличает сегодняшний менеджмент в том числе. Это изначально партнерская история, когда в одном проекте объединяются не только разные специалисты, но и разные сферы», – отметила Оксана Орачева.

Практика совместных проектов театра и музея сейчас активно развивается, и аудитория жаждет новых идей и решений. Специалисты обсудили вопросы реализации глобальных проектов, нашли общие точки соприкосновения театра и музея, а также дальнейшие перспективы развития этого направления.

«Мы живем в мире визуальной культуры, и наша аудитория становится все более глобальной. Одновременно с этим их ожидания становятся все более высокими, и нам приходится удивлять их каждый раз все больше, – сказал Марк Болл. – Музей стал местом, где можно поднимать вопросы о том, что мы ценим, что мы храним в нашей памяти, и что этого достойно».

15 ноября на Новой сцене Александринского театра продолжились научные симпозиумы. Конференция «Театральное знание и культурное поле мирового театра» была посвящена глобальным вопросам театрального искусства. Спикеры охватили широкий вектор тем, связанных с международными фестивалями, взаимодействием России и Европы в театральных проектах, перформативным и визуальным искусством. В конференции приняли участие Бит Эстерман, заместитель руководителя Института трансформации государственного сектора в Бернском университете прикладных наук (Германия), Жозетт Фераль, профессор Международной лаборатории искусствоведения, Университет Париж III Новая Сорбонна (Канада), Донателла Гаврилович, профессор кафедры истории театра, Римский университет Тор Вергата (Италия) и другие.

Также состоялся круглый стол «Стратегия интеркультурных спектаклей» на котором встретились практики и теоретики из разных стран мира и России: Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра (Россия), Андрей Щербан, режиссер (США), Виктор Рыжаков, режиссер (Россия), Левент Улукут, актер, директор Измирского государственного театра (Турция) и другие. Эксперты не просто поделились своим опытом создания международных, интеркультурных театральных проектов, но и затронули очень важную тему – театр как объединяющая и жизненная сила.

«Театр рождался как искусство обращения к глобальным проблемам бытия, и это не средство утверждения национальной особенности. Театр обращен к экзистенциальным проблемам бытия и это позволяет объединять людей вопреки трагедиям и обреченностям. Это и есть великая миссия театра. Для того чтобы жить должен быть некий театр, некое искусство, которое через катарсис говорит нам “пожить подольше”, – сказал Валерий Фокин.

Все участники дискуссии сошлись во мнениях, что театр, как и любое искусство, не имеет границ, не разделяет людей на категории, а, наоборот, создает прекрасную основу для взаимодействия и обмена культурными ценностями.

«В этом мире нет ничего лучше, чем сцена. Все, что объединяет людей – начинается с искусства, – отметил Левент Улукут. – Театральные фестивали – это способ изучения культуры других народов, и я верю в их силу объединения. Благодаря культуре будущее принадлежит детям. Если мы хотим, чтобы наше будущее было без войн и конфликтов мы должны знакомить детей с искусством».

Заключительным событием секции стал круглый стол «Современный театр: проблемы и достижения». Дискуссия была посвящена современному состоянию театрального процесса России и Польши. Общие славянские корни несомненно повлияли на развитие театра двух стран. Именно поэтому спикеры обратились к культурному прошлому России и Польши для того, чтобы проанализировать сходства и различия в формировании современного театра. В обсуждении приняли участие ректор Академии театральных искусств имени С. Выспянского в Кракове Дорота Сегда (Польша), ректор Российской академия театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский (Россия), директор Института им. Гротовского в г. Вроцлав Ярослав Фрет (Польша), главный редактор «Петербургского театрального журнала», профессор РГИСИ Марина Дмитревская (Россия) и другие.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.