РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаЛаборатория «КоOPERAция-2021» представит 16 сайнс-опер на сцене театре «Новая Опера»

Лаборатория «КоOPERAция-2021» представит 16 сайнс-опер на сцене театре «Новая Опера»

30 и 31 октября 2021 года на двухдневном фестивале современной оперы «КоOPERAция — ART&SCIENCE» будут представлены премьеры 16 опер, которые станут главным итогом творческой, научной и исследовательской работы Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция».

В сезоне 2020/2021 основным направлением Лаборатории выбрана стремительно развивающаяся, креативная и перспективная область ART&SCIENCE — современное искусство на стыке художественного и научного подходов, результат синтеза и синхронизации творческого и технологического процессов. Сегодня поиск точек соприкосновения между искусством и наукой особенно важен, ведь творчество все чаще связано с цифровизацией и прогрессом. Эти процессы изучали участники Лаборатории при создании своих опер. Их работы будут связаны с пограничными областями знаний: информационными и энергоэффективными технологиями, биотехнологиями и нейронаукой.

Фестиваль «КоOPERAция ART&SCIENCE» объединил два экспериментальных проекта — «КоOPERAция — LAB» (создание восьми камерных сайнс-опер «взрослыми» командами ученых, композиторов, драматургов, режиссеров, сценографов и художников) и «КоOPERAция — ДЕТИ» (создание восьми камерных опер для детей и подростков молодыми профессиональными композиторами и подростками-драматургами).

«КоOPERAция ART&SCIENCE» — это рождение нового оперного языка и звучания, новых смыслов в искусстве и художественной формы, точка притяжения искусства и науки друг к другу. Отправной точкой и смысловым и структурным «позвоночником» современных сайнс-опер становится значимая для всех участников творческого эксперимента научная мысль, факт или наукоемкая технология, опирающиеся на серьезную исследовательскую базу и последние открытия ученых. Искусство при помощи воображения, подключения эмоционального интеллекта и использования присущих ему художественных приемов переосмысляет и визуализирует науку, наделяя ее эстетической ценностью и эмоциональной глубиной, не искажая и не упрощая ее достижения и открытия, расширяя их до социальных обобщений и общечеловеческих аналогий. Созданные в процессе работы Лаборатории оперы — это цельное, точное и важное высказывание, как с точки зрения современной науки, так и с точки зрения современного искусства.

Первый этап Лаборатории «КоOPERAция — LAB» стартовал 14 ноября 2020 года в онлайн- и оффлайн-форматах. В рамках образовательного периода наставниками участников стали специалисты, активно работающие в сфере современного музыкального театра и направлении новых медиа. В работе Лаборатории приняли участие гости из Европы — признанные авторитеты в области ART&SCIENCE проектов: Людгер Брюммер (руководитель Института музыки и акустики при Центре искусства и медиа в Карлсруэ (ZKM), Кристал Баур (руководитель фестиваля ARS ELECTRONICA, исследователь с междисциплинарным опытом в области истории искусства, культурного менеджмента и естественных наук) и Карла Спилуттини (продюсер европейской программы фестиваля ARS ELECTRONICA). Второй этап — процесс взаимодействия и коммуникации объединившихся в восемь команд ученых и людей искусства, поиска ими технологических, психологических и творческих решений для создания восьми сайнс-опер, которые будут представлены 31 октября 2021 года на сцене «Новой Оперы».

Лаборатория «КоOPERAция — ДЕТИ» посвящена музыкальному театру для детей и подростков. Участниками «КоOPERAции — Дети» стали молодые профессиональные композиторы и подростки от 13 до 17 лет, отобранные по результатам открытого опен-колла. По окончании насыщенной образовательной программы, во время которой подростки знакомились с музыкальным театром: изучали сценические пространства и основы драматургии, встречались с театральными экспертами, журналистами и театральными критиками, с некоторыми из которых схлестнулись в настоящем оперном баттле, участвовали в мастер-классах команды Playtronica, ездили на экскурсию в Сколковский институт науки и технологий, — восемь команд (композитор и драматург) разработали и реализовали идеи камерных опер для детей и подростков, премьеры которых будут показаны 30 октября на сцене «Новой Оперы». Показ пройдет в рамках фестиваля современного искусства «Территория.Kids».

Подростки в тандеме с талантливыми композиторами языком современной оперы расскажут о том, что важно, нужно, интересно, больно, смешно и ценно именно им. Озвучат универсальные и актуальные проблемы, волнующие нынешних детей. Покажут, каким видят театр будущего, в который бы пришли сами и привели друзей и родителей. Театр, который дает слово юному поколению, потому что им важно высказаться и быть услышанными, а взрослым — понять и принять своих детей. Концепции опер получились самыми разными по жанрам и стилям: аниме-опера, психологическая драма, симфорок, темное фэнтези… При этом в них концептуально или технологически будет реализована общая тема «КоOPERAции-2021» — Art&Science — поиск точек соприкосновения и продуктивного взаимодействия науки и искусства.

Афиша 30 октября:

Вернуться в снежный май

Аниме-опера о принятии себя.

Драматург — Овчинникова Василиса;
Композитор — Елена Вайнберг;
Учительница, мама, Химия — Анна Холмовская;
Папа — Игорь Витковский;
Сопрано — Мария Симакова;
Паша — Вадим Прудников.

Девочка Саша должна сдавать контрольную по химии, но все ее мысли занимают взаимоотношения со взрослыми, которые не могут принять Сашины школьные «хвосты». Саше предстоит пройти через внутренний конфликт, где сторону антагониста принимает Химия, которая аккумулирует мнения окружающих взрослых. Задействованная в опере интерактивная технология в течение спектакля будет менять свое назначение: то это «хвост» героини, то клетка, в которой она себя ощущает, то лес, в котором потом оказывается.

Риччи Львиное Сердце, или Львы клоуна

Драма о том, как побороть страхи и подружиться с языком своего тела.

Драматург — София Самсонова;
Композитор — Вячеслав Жуков;
Клоун Риччи — Илья Варанкин;
Директор цирка — Анна Холмовская;
Грей — Вадим Прудников;
Девочка — Мария Симакова.

В результате трагической ошибки на клоуна в цирке нападают львы. Он остается без руки, ему делают протез, но у него не получается им управлять. Его увольняют из цирка, жизнь идет под откос. Внезапно у него клоуна появляется друг, который предлагает ему принять участие в конкурсе в главном шоу страны «Месье клоун». Но и здесь герой сталкивается со сложностями и своими страхами. Справится ли он с ними?

Зритель будет подключаться к внутреннему миру главного героя через специальную систему, которая производит звук при прикосновении к его протезу. Например, когда с его рукой соприкасается девочка или его соперник, то мы слышим разные фактуры. Это будет служить аккомпанементом вокальному исполнению.

Второй шанс

Драма-фэнтази о том, что каждый человек может измениться.

Драматурги — Федор Глинкин и Михаил Саулко;
Композитор — Анна Шатковская;
Хозяйка особняка — Анна Половинкина;
Мама — Анна Холмовская;
Боб — Иван Бабич.

Действие развивается в двух реальностях. При ограблении дома грабителя ранят, и он впадает в кому. Пока врачи пытаются его спасти, а его мать-химик — изобрести сыворотку, с главным героем в пространстве и времени комы происходят другие события — взрыв на атомной электростанции и сражение с монстром, олицетворяющим его грехи и поступки, которые он хотел бы исправить.

Задействованная в опере технология будет создавать звуковое оформление в моменты сюжетного соединения двух реальностей — мира, рожденного состоянием комы, и действительности, в которой героя пытаются спасти.

Иглы

Драма о преображении героев с разными характерами в процессе совместной работы.

Драматург — Лидия Носырева.
Композитор — Елизавета Згирская;
Кайя — Надежда Мейер;
Леша — Константин Самойлов;
Учитель — Игорь Витковский.

Мальчик Леша, замкнутый, неуверенный в себе, и девочка Кайя, постоянно задирающая Лешу, должны вместе сделать проект по биологии — макет дикобраза. Дикобраз становится символом преображения главных героев. Расставленные на сцене иглы с помощью передаваемого через них звука с разными высотами станут предметной и звуковой метафорой трансформации героев.

История одной девочки или история трех?

Драма-фэнтези о героине с раздвоением или даже «растроением» личности и попытке принятия себя целиком.

Драматург — Марьяна Леухина.
Композитор — Мария Аникеева;
Люба — Мария Симакова;
Мариетта — Надежда Бенделик;
Мария-Луиза — Полина Андреева.

Действие оперы происходит в сознании главной героини. Ее субличности на протяжении спектакля решают свои вопросы и вступают в конфликты. Сюжет раскрывает сложности принятия себя и согласия между несколькими субличностями через историю о трех девушках — Любе, Мариэтте и Марии-Луизе, в которой злая личность Мария-Луиза заключает Любу в тюрьму, а добрая Мариэтта пытается ее вызволить. Через сюжетные перипетии Люба понимает, что все происходящее вокруг — ее внутренний мир, и находит в себе силы им управлять.

Звуковая технология, представленная в опере, будет символизировать сложные взаимоотношения героинь.

Падшие острова

Темное фэнтези о герое, который отказывается от своего дара и от своего магического будущего ради блага человечества.

Драматург — Дмитрий Белов;
Композитор — Екатерина Степпе;
Кхарт — Сергей Малинин;
Сарт — Игорь Витковский;
Синукий — Крынин Дмитрий;
Чиновник-советник — Иван Дерендяев.

Главный герой — ученик колледжа магии. Во время учебы он сталкивается с разными проблемами, но самая сложная из них — собственный выбор, попытка поставить на весы свой дар и любовь к таинственному магическому миру и понять, что же нужно самому миру и во благо ли использование магии. Сможет ли он продолжать заниматься магией или придется принять другое решение?

В процессе передвижения по сцене артист нажимает на определенные точки, замыкая цепь и производя тем самым новые звуки. Используемая музыкальная технология — некий магический круг, руна, разные части которой запрограммированы под взаимодействие с артистом — дает зрителю понять, нормально ли протекает магический ритуал, совершаемый героем.

Связи нет

Драма о потери связи между отцом и сыном.

Драматург — Тина Тоидзе;
Композитор — Лидия-Мария Кошевая;
Веня — Константин Самойлов;
Петр — Илья Варанкин.

Отец-карьерист и сын-школьник отправляются в лес выполнять домашнее задание по географии. Отсутствие мобильной связи и замкнутость лесного пространства сталкивают героев еще сильнее. Выполнение задания превращается в игру на выживание. Отцу и сыну предстоит понять, что недопонимание и невнимательность друг к другу могут стоить одному из них жизни.

Звуковая инсталляция, иллюстрирующая появление светлячков — персонажей оперы, подчеркивает моменты наибольшей гармонии между главными героями.

ПРОсчет

Драма, антиутопия, фэнтези об отличиях и о том, как найти друзей в обществе, которое тебя не понимает.

Драматурги — Анастасия Лабутина и Вероника Чижевская;
Композитор — Александр Марголин;
Ноль — Иван Дерендяев;
Королева — Анна Половинкина;
Король — Юрий Гончаров;
Десятка — Надежда Мейер.

Опера о Нуле, который родился между двух цифровых королевств, которые поделили мир на «четное» и «нечетное», но герой не вписывается ни в одно, ни в другое. Он подвергается травле, потому что иной и не похож на остальных. Он нежеланный гость в этом четко разделенном мире.

Музыкальный жанр оперы авторы определили как симфорок.

Технология оперы связана со смешением разных жидкостей. Этот эксперимент будет транслироваться на видеопроекции. Музыка будет возникать вследствие того, что разные жидкости будут попадать на пробирку, за счет чего будут смешиваться различные музыкальные фактуры и разные музыкальные жанры.

Афиша 31 октября:

СИГНАЛЬНЫЙ КАСКАД

Микроопера для организма и музыкально-световых объектов

Композитор: Александр Хубеев;
Драматург: Екатерина Августеняк;
Режиссер: Дмитрий Мелкин;
Помощник режиссера: Анастасия Смирницкая;
Ученый: Анна Рыбина;
Художники: Алина Овсянникова, Анастасия Бородинова.

Действие оперы происходит прямо сейчас во всех живых организмах, видимых и не различаемых невооруженным взглядом в разные доли секунды в межклеточном пространстве. Зрителю предлагается смасштабировать себя до размера клетки, перестать рассматривать материю снаружи, с высоты человеческого, и услышать голоса процессов, лежащих в основе рождения и гибели клетки.

Сигнальный каскад — это способ передачи сигнала внутри и между клетками, где на каждом последующем уровне количество участников увеличивается. Он лежит в основе жизни, адаптации и смерти клеток, их функционирования, взаимодействия друг с другом. Авторы предлагают отойти от антропоцентризма, ведь зачастую самое удивительное и прекрасное происходит внутри, на микроуровне взаимодействия молекул и клеток.

Зрители научатся понимать трехмерный язык молекул, совершат арт-экспедицию в микровселенную, узнают о процессах фолдинга белка, запускающих каскад сигналов, услышат, как звучит человеческое тело и кворум бактерий, препятствующий передаче сообщений. С помощью многократного усиления звучания тело одного из исполнителей станет источником звуковых фактур и ландшафтов. Используя инструменты науки и искусства, создатели оперы ищут иные уровни взаимодействия тела и технологий, пытаются преодолеть физические границы тела, понимая организм как источник звукового материала.

ЮРА

Опера-трикстер

Композитор: Кирилл Архипов;
Драматург: Михаил Чевега;
Режиссер: Елизавета Мороз;
Ученый: Александра Разоренова;
Художник: Александра Хахан, Юлия Шадрина.

Действие оперы происходит в утопическом будущем. Смерти больше нет. Общество, впитавшее и живущее энергией капитализма, культурой потребления, спецификой развития гуманитарной и естественнонаучной областей знания, смогло победить смерть во всех смыслах. Прогресс, новая этика подменяют и маскируют истинные потребности и желания человека. Эмоциональная жизнь людей сведена к тотальной нейтральности и экстремальной толерантности. Жизнь каждого индивида начинает превращаться в рутину удобства и комфорта. Люди больше не имеют права испытывать настоящие эмоции по отношению друг другу и к ситуациям, которые возникают в их жизни. Только в качестве особого развлечения (экстрима) люди могут позволить себе ненадолго испытать сильные эмоции в специально смоделированных ситуациях — кабинках выхода эмоций.

Главный герой Юра (от «юродивый») – журналист, шоумен, ведущий мероприятий, современный юродивый — является не только «продуктом» времени, но и его «обратной связью». Эта амбивалентность позволяет ему желать запретного — испытывать эмоции постоянно — выйти за границы общества, за границы жизни. Он проходит путь к себе настоящему – путь экспрессии, обличения и «антивоскрешения» через осмысление мифологии завтрашнего (почти уже наступившего) дня.

В «Юре» исследуется тема эмоционального искусственного интеллекта. ЭИИ — это искусственный интеллект, который позволяет компьютеру уже сейчас, в наше время, распознавать и интерпретировать человеческие эмоции и реагировать на них. Создатели оперы попробуют провести эксперимент по моделированию и нейтрализации реальных человеческих эмоций у перформеров на сцене в режиме реального времени.

VOX

Композитор: Арман Гущан;
Драматург: Карина Бесолти;
Режиссер: Леонид Прокофьев;
Ученый: Тамара Цахилова;
Художник: Мария Смирнова, Александра Полякова.

Опера исследует феномен человеческого голоса, его физические параметры, способность влиять на внешнюю среду и вырабатывать свою личностную позицию. Активными участниками эксперимента станут несколько перформеров-зрителей, которые силой собственной мысли смогут влиять и трансформировать голоса вокалистов. Для этого данные активности их головного мозга — показатели их электроэнцефалографии (ЭЭГ — это высокоинформативной метод диагностики состояния нервной системы, основанный на регистрации биоэлектрических потенциалов коры головного мозга в процессе его функционирования), а также мозговые ритмы в каждой из зон, их спектральное разложение и еще несколько математических параметров — будут фиксироваться специальными датчиками и обрабатываться компьютерной программой Мах/MSP. Кроме того, с помощью новых технологий будет оцениваться эмоциональное состояние испытуемых — ответ мозга на то, что они видят, слышат и переживают.

ВЫХОДИ ИЗ КЛЕТКИ

Композитор: Рамазан Юнусов;
Драматург: Полина Бородина;
Режиссер: Полина Боролина, Екатерина Кочнева;
Ученый: Карина Карнеева;
Художник: Мира Шевченко, Олена Гранкина.

Отправной научной точкой оперы стало открытие британцем Джоном Гёрдоном и японцем Синье Яманаке возможности перепрограммирования зрелых специализированных клеток организма в незрелые, обладающие функциями эмбриональных стволовых клеток. За это открытие они получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Дихотомию хаоса и порядка авторы спектакля исследуют на примере белка, который из неупорядоченного состояния складывается в определенную форму. На этом пути белок сталкивается с двумя уровнями «конфликтов»: внутренним, где белок одновременно стремится и к хаосу, и к идеальной форме; и внешним, конфликт белка со средой, с которой он взаимодействует и от которой зависит. В центре оперного повествования — зигота (клетка, образующаяся в результате оплодотворения, самая ранняя стадия развития организма), бластомеры (клетки эмбрионов животных на этапе дробления зиготы) и эмбрионально-стволовая клетка (клетка, которая способна превратиться во все типы клеток взрослого организма). Авторы раскрывают эту тему через внутренние конфликты современного человека и его внешние конфликты с обществом, используя научные, бытовые, документальные тексты, расширяя тем самым проблематику оперы.

LOG

Glitch opera

Композитор: Михаил Пучков;
Драматург: Никита Писцов;
Режиссер: Надежда Бахшиева;
Ученый: Анастасия Горшкова;
Художник: Юлия Семченко, Ульяна Ерёмина.

В соавторстве с ачеловеческими агентами — плесневыми грибами — создатели оперы намерены исследовать природу эксперимента и феномена научного знания как экспоненциальный рост способов познания мира и себя, изучить сосуществование и противодействие людей и объектов, смешивая их на физическом и психологическом уровнях. В попытке упорядочить хаос мы сами, возможно, окажемся управляемыми хаосом.

С плесневых грибов, выращенных специально для проекта, будут сниматься данные их жизнедеятельности и показания их роста, в том числе — сонификация (использование неречевого звука для передачи информации или восприятия данных) процесса изменения электромагнитного потенциала грибной гифы. На основе полученных данных и вычисленных алгоритмов плесень распространится на сценический свет, музыку, видео и процесс генерации движений для контроля действий персонажей на сцене. Таким образом, плесень станет соавтором и участником создания сценического воплощения оперы и исследования границ смешения разных форм жизни и возможности их совместной деятельности.

Человек сейчас чувствует себя венцом творения и зациклен на себе, спектакль дает возможность взглянуть на проблему в ином ракурсе и рассказывает о ксенофобии и нетерпимости ко всему чужому и непохожему на клеточном уровне. Опера поднимает темы взаимосвязи процессов рождения и смерти, биологического (физического) роста и роста духовного, ментального, и, используя научный подход, исследует границы между деструктивностью и конструктивностью и то, как в реальном мире сочетаются такие несочетающиеся явления, как эмбриональное развитие, рождение и гниение, разложение, смерть.

CHAOSMOS

Hopera.

Композитор: Елизавета Саничева;
Драматург: Юлия Тупикина;
Режиссер: Анна Синельникова;
Ученый: Марсель Ишимбаев, Екатерина Агафонова;
Художник: Фархад Иксанов, Екатерина Цыбулькова.

Действие оперы происходит после экологической катастрофы, все люди погибли, остался только океан, в котором дрейфует пластиковый мусор. Хаос. Сможет ли на Земле снова зародиться жизнь? Как внутри Хаоса зарождается Космос? И в чем заключается реакция Белоусова-Жаботинского?

Цикл жизни биологического организма начинается смертью (хаосом), а заканчивается жизнью (космосом). Так, в опере первые биоорганизмы вынуждены сосуществовать с мертвым пластиком, но они не вытесняют его, а вступают с ним в отношения интеграции, вследствие чего появляются некие синтезированные образования. Зрители смогут наблюдать рождение этих новых существ, рождение — на уровне звука, визуализаций, ощущений — нового мира, потому что, помимо прочего, одним из способов создания космоса является процесс синхронизации. Обо всем этом и не только при помощи искусственного интеллекта рассказывает зрителям хопера «Хаосмос» — опера о надежде, в том числе на науку.

SOPHOPHORA

Экзистенциальная опера.

Композитор: Дарья Звездина;
Драматург: Алина Журина;
Режиссер: Анастасия Патлай;
Ученый: Никита Шараев;
Художник: Елизавета Рабочих, Глеб Ефимов.

Проект посвящен изучению нейродегенеративных заболеваний человека — болезни Альцгеймера, а также изменениям в жизни и эмоциональным переживаниям не только самого больного, но и его близких, наблюдающих медленное угасание, процесс забывания и определенный распад личности родного человека, вызванные этой болезнью.

Болезнь Альцгеймера, как и другие нейродегенеративные заболевания, изучаются не только и не столько на человеке, сколько на моделях различных организмов, например, на плодовой мушке дрозофиле, которая вот уже сто лет является классическим объектом лабораторного изучения в генетике. Это возможно, потому что, несмотря на такую разницу в строении организма, человек и мушка схожи по генетическому составу, по структуре мозга, что позволяет ученым делать определенные выводы о развитии этой болезни и о ее происхождении, наблюдая и сравнивая то, как это происходит у мушек и человека.

ПОГРУЖЕНИЕ

Опера про Землю.

Композитор: Роман Пархоменко;
Драматург: Любовь Стрижак;
Режиссер: Руслан Бицоев;
Ученый: Гульназ Алексашова;
Художник: Ольга Кравцова, Екатерина Тимофеева, Елена Сакирко.

Существует легенда о том, что кинцуги (японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком) возникло из-за того, что японцы после землетрясений склеивали разбитую посуду в память о погибших. Они верят, что в склеенной посуде оказывается частица души внезапно погибших родственников, таким образом сохраняется связь с предками. Есть непоставленная японская национальная опера про девушку, родные которой погибли много лет назад, но тогда не разбилось ни одной тарелки или чашки (посуда была деревянной), и теперь она всё ждет нового землетрясения, наблюдая за разными предвестниками катастроф, связанными с землей. И однажды все предвестники «заговорили» о том, что землетрясение будет…

Сейсмическая активность Земли в опере будет превращена в музыкальную партитуру, в голос. Основываясь на принципе дополнительности как одном из фундаментальных методологических принципов науки, авторы «Погружения» исследуют существующие параллели между мозгом, музыкальной партитурой и Землей как геологическим объектом. И тому есть научные основания, так как у графиков функций сейсмической̆ активности Земли и показаний электроэнцефалографии головного мозга человека, оказывается, имеются пересечения.

Несмотря на масштабность и неохватность сейсмических процессов, авторы оперы попытаются реконструировать реальную катастрофу согласно историческим сейсмографическим данным. Помимо фиксации самого землетрясения, они воссоздадут человеческие переживания, не связанные напрямую с процессами в Земле, но вызванные ими.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru