25 октября 2019 года Мультимедиа Арт Музей Москва открывает выставку фотохудожника Хайко Шеффер «Непрерывный контроль». Выставка проходит в рамках программы культурного обмена между Москвой и Дюссельдорфом (Германия).
Свои последние проекты Хайко Шефер создает на текстильных фабриках Франции, Германии, а теперь и России. Руководствуясь единым творческим методом — сосредотачиваясь на подробностях одного из процессов текстильного производства, — он стремится охватить множество реалий, социальных отношений и заводских технологий. Задействуя приемы реалистической и концептуальной фотографии, а также видеоарта, он сделал целый ряд коротких фотографических серий. В проекте «Работа с каретками для бобин» (Travailler avec les chariot bobines), осуществленном в 2015—2017 годах в цехах Нуайонской фабрики и фабрики Codentel в Кале (Франция), автор отобразил различные стадии проверки и подготовки к использованию высокоточных деталей станков, так называемых кареток для бобин, играющих важную роль в изготовлении известного «кружева Кале» (Dentelle de Calais).
Серия «Непрерывный контроль» началась с посещения Шефером двух ткацких фабрик в немецком городе Вупперталь. Художник запечатлел работу по контролю качества, проведению проверочных замеров и устранению дефектов продукции, которую проводит специализированный производственный отдел — Aufmachung (отдел технического контроля). Наименование этой фотосерии и дало название выставке в МАММ. В экспозицию вошли новые снимки, сделанные Шефером на производственных площадках Трехгорной мануфактуры в Москве, где художник задокументировал контроль качества текстильных полотен после их складывания и процесс изготовления текстильных образцов. В состав выставки также вошли две фотокниги — результат работы Шефера в Вуппертале и Кале.
Целью его художественного исследования является критическое переосмысление ряда идей, изложенных еще в тексте Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам» (1845), которые нашли продолжение в труде Луи Альтюссера «За Маркса» (1965), а в наши дни — у Гаятри Чакраворти Спивак. Оперируя такими дискурсивными понятиями, как «историческая темпоральность диалектической формы образа» или «темпорализованная атемпоральность», актуализированными Питером Осборном, автор хочет создать пространство для их коллективного переосмысления, сочетая теоретический поиск с практической поездкой на «Трехгорку», предпринятой им вместе с другом.
Фотографии из серии «Непрерывный контроль», снятые в Германии, были показаны в этом году в Galerie der Gegenwart (Вестфальский кунстферайн) в Мюнстере. Автор благодарит Трехгорную мануфактуру (Москва) за открытость к сотрудничеству и поддержку, позволившие расширить проект «Непрерывный контроль» за счет новых съемок.
Выставка открыта для посещения до 17 ноября.