В День памяти и скорби Московский государственный академический камерный хор (Минин-хор) представляет программу «Война бессмысленна». Первоначально исполнение планировалось 22 июня 2020 года. Однако вмешалась пандемия, и концерт пройдет в день 80-летия с момента начала Великой Отечественной войны, 22 июня 2021 года.
Заголовок концерта, отражающий его художественную идею, подсказан работой Гии Канчели Amao Omi («Война бессмысленна»). Произведение для смешанного хора и четырех саксофонов написано в 2005 году по заказу Московского государственного академического камерного хора и его многолетнего художественного руководителя (ныне — президента) Владимира Минина. Оно впервые прозвучало в России в 2007 году, а затем неоднократно исполнялось в нашей стране и за рубежом. Сочинение полно внутренней скорби и протеста против войны; его текст — отдельные слова, не всегда образующие сюжет в привычном понимании (Канчели отмечал, что смысл и сама певучесть избранных слов были для него одинаково важны). Amao omi — заголовок одной из поэм классика грузинской литературы Важи Пшавелы.
В первом отделении также исполняются «Три русские песни» Сергея Рахманинова в версии для фортепианного дуэта, хора и солистов (транскрипция Вячеслава Грязнова).
Второе отделение открывают Две пьесы для струнного октета, ор. 11 Дмитрия Шостаковича в версии для струнного оркестра. Сочинение создавалось в 1924-1925 годах одновременно с Первой симфонией и посвящено памяти друга юности, поэта Владимира Курчавова, рано умершего от чахотки. Но глубокий трагизм произведения (не совсем типичный для юного Шостаковича) «рифмуется» с идеей и настроением концерта.
Во втором отделении Минин-хор впервые в своей истории исполнит ораторию «Плач Адама» Арво Пярта. Сочинение для смешанного хора и струнного оркестра написано в 2009 году на русский текст Преподобного Силуана Афонского.
Художественный руководитель Минин-хора Тимофей Гольберг: «Для нас это – необычная и сложная работа. В большинстве своем артисты хора учились именно оперному пению, — а музыка Пярта предполагает совершенно другой принцип звукоизвлечения. В ней и медитативная возвышенность, и душераздирающие вопли, и плач, и тишина… Смена состояний требует от артистов быстрого, иногда мгновенного переключения с пения на разговор, владения современными приемами хоровой выразительности. В этом сочинении есть такие слова: «Велика была скорбь Адама по изгнании из рая. Но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать, и жить во вражде, и убивать друг друга»». Конечно, это произведение — не только о библейской истории. Прошли тысячелетия, но, увы, и сегодня человек склонен враждовать. И об этом, на мой взгляд, важно сказать в 80-летнюю годовщину со дня начала войны».
Завершает концерт Адажио Сэмюэла Барбера. Созданное в 1936 году как медленная часть Струнного квартета, оно впоследствии стало самостоятельной пьесой для струнного оркестра. В американской культуре Адажио Барбера — музыкальный символ скорби, непременный элемент общенациональных траурных церемоний. В 2001 году сочинение исполнили в память жертв терактов 11 сентября. В концерте произведение звучит в новой версии для хора и струнного оркестра Сергея Анашкина (ранее этот аранжировщик по заказу Минин-хора выполнил переложение для хора без сопровождения).
В концерте участвуют: Минин-хор, OpensoundOrchestra; солисты Филипп Копачевский (фортепиано), Елена Ильина (фортепиано), квартет саксофонов в составе: Леонид Друтин, Сергей Прашкович, Илья Харлов, Давид Григорян. Дирижер — Тимофей Гольберг.