РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАктуальноMuseumTech – главный тренд постпандемийного мира

MuseumTech – главный тренд постпандемийного мира

В 2020 году слово «цифровизация», в основном, ассоциировалось с различными сферами бизнеса: фуд- и авторитейл, телемедицина, финансовые операции. В то время как сегмент культуры и искусства пострадал в период локдауна ничуть не меньше: россияне лишились возможности посещать выставки, сходить на концерт, посмотреть фильм в кинотеатре. Однако гуманитарная сфера наравне с экономикой смогла быстро оценить возможности технического прогресса: использование таких технологий, как viewing rooms, VR и AR реальность, 3D-графика и моделирование позволило людям наслаждаться искусством, не выходя из дома. Но, раз ограничения из-за пандемии в прошлом, пора возвращаться к традиционному формату контакта с прекрасным? Рассуждаем вместе с Богданом Хоменко, основателем и CEO NFT STARS и SpaceSwap.

Коронокризис показал, что мировой гуманитарный сектор оказался слабо подготовлен к переходу в формат digital, прежде всего, из-за определенной доли консерватизма. Сейчас сфера искусств разделилась на два лагеря: сторонники классического восприятия изобразительного контента и те, кто лоббируют создание и развитие новых форматов взаимодействия с произведениями искусства. За сторонников цифровизации говорит пережитый в прошлом году мировой опыт, когда люди не могли найти достаточного количества развлечений, находясь в изоляции. Если представить, что Третьяковская галерея была бы полностью оцифрована к 2020 году, имела бы ассортимент 3D-туров на разных языках мира, сколько бы людей в мире смогли бы ее посетить?

Практически подобный проект реализовал российский Эрмитаж – в кинопутешествие, снятое на IPhone 11 Pro одним дублем и на одном заряде аккумулятора отправились более 2 млн человек по всему миру, в то время как средняя проходимость музея международного уровня до пандемии составляла 3-5 млн человек в год. Интересные проекты появляются и в 2021 году: в январе в России открылась платформа цифрового искусства Digital Earth, Fondazione Prada организует виртуальные выставки в популярных соцсетях и каналах — Vimeo, Youtube, Facebook, на платформе Correspondance можно ознакомится с творчеством современных фотографов под атмосферные звуки от Anaïs Khout.

Все эти проекты доказывают, что сфера искусства уже полностью не вернется к консервативному привычному формату взаимодействия со зрителями. Современные дети в возрасте с 3 до 10 лет знакомятся с культурой посредством различных гаджетов: смартфонов, планшетов, VR-очков. Сложно представить себе человека XXI века без контакта с digital-средой: образование, медицина, покупка продуктов – все переходит в цифровой формат. Гуманитарный сектор не отстает – в апреле 2021 года мир перевернула мода на дорогое цифровое искусство, а рынок NFT за четыре месяца увеличился на 800% по сравнению с годовым показателем прошлого года. Возможно, сейчас это просто очередной хайп, так как на данный момент в цифровом пространстве продаются работы современных художников, переведенные в электронный формат, однако если говорить о будущем, эта технология пригодиться как минимум для хранения и передачи культурного наследия следующим поколениям.

Возьмем как пример пожар в соборе Нотр-Дам-де-Пари в апреле 2019 года. Часть реликвий и произведений искусства удалось спасти, но некоторые пострадали от огня. Если предположить, что от чрезвычайных ситуаций не застрахован ни один музей мира, то стоит подумать о том, как сохранить работы гениальных творцов не только как предметы искусства, но и как историческое и культурное наследие. Возможно, именно токены станут тем цифровым активом, который обеспечит сохранность вековых произведений. Сейчас уже есть примеры работы в данном направлении — VR-библиотека исторической галереи Colnaghi. Работы архивируются в виртуальной реальности и доступны зрителям через специальное оборудование в филиалах галереи. В последствии есть идея перенести весь имеющийся контент в VR-очки или шлемы, которые дадут возможность знакомиться с произведениями искусства прямо из дома.

Очевидно, что развитие digital-форматов взаимодействия с искусством уже неизбежно. Когда-то глиняные таблички были прорывной технологией своего времени, потом – ткань, бумага. У каждого времени – свое уникальное искусство. Новые современные технологии делают его доступнее для зрителей, а воздействие произведения на эмоции человека не зависят от формата его подачи. Например, картина «Девятый вал» Айвазовского и на экране ноутбука вызывает бурную реакцию.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru