Михаил Фомин — композитор и пианист, дипломант международного фестиваля, арт-директор и координатор международного фестиваля современных композиторов «Days of New Music», создатель и руководитель образовательного проекта «Новая Академия Музыки» в Санкт-Петербурге, участник UralMusicNight 2021!
– Сколько вам было лет, когда Вас посетила тяга к музыке, что прямо сейчас жизненно необходимо сфокусировать свободное время на одном?
– Вообще, к музыке меня тянуло всегда, она всегда будоражила меня. В детстве я слушал, танцевал под электронную западную музыку, которую собирал мой отец на кассетах. Даже пытался имитировать игру на музыкальных инструментах – бил фломастерами по табуретке, представляя, что играю на барабане!
Тогда меня вдохновляла Мадонна, хоть я и не ее поклонник. Условно говоря, хотелось, как и она быть на сцене.
– Какое событие или какой человек подтолкнул вас к идее о создании своей композиции? Откуда вы черпали в тот день вдохновение для созидания? Что по сей день заставляет вас браться за инструменты и продолжать создавать новое?
– На тот момент мой папа коллекционировал кассеты с классической музыкой, да и у меня было очень много сборников с фортепианной музыкой Шопена, которые я заслушивал «до дыр».
Тогда я, наверное, и понял, что такого рода музыка меня трогает больше всего. Фортепиано – это безграничный инструмент, которым можно охватить все диапазоны инструментов. Мне казалось это идеальный инструмент, с помощью которого самостоятельно можно выразить все свои мысли. Сейчас мотивация совсем другая, появилась потребность сделать какое-то высказывание, которое передаст моё нынешнее эмоциональное состояние. Для меня сейчас музыка – то же самое, что и сделать фото в инстаграмм, создавая подобие дневника.
– На чём основано ваша практика занятий музыкой, есть ли у вас музыкальное образование и какое, или же их несколько?
– Раньше музыка казалась мне чем-то трудным, недоступным мне. Я как-то стеснялся идти в музыкальную школу, хоть на этом и настаивали родители. Поэтому до 11-12 лет я никак не был связан с музыкой. Однако мой младший брат отправился в музыкальную школу учиться играть на фортепиано. Тогда я понял, это то, чего я давно хотел, а он почему-то занимает моё место. Когда в доме появился инструмент, я сам начал учиться играть на нем, нажимать клавиши, учить ноты. Когда родители увидели мою тягу, они предложили учиться играть на гитаре, ведь на фортепиано в таком возрасте уже не брали. Я с болью согласился, ведь считал на тот момент гитару скучным инструментом. Самое смешное, что даже так меня не с первого раза приняли в музыкальную школу. Когда у нас были общие дисциплины, такие как хор или оркестр, демонстративно садился за фортепиано и показывал всем свои способности, что бы меня услышали преподаватели. В итоге это получилось, они в какой-то момент сжалились и перевели меня на факультет фортепиано.
– Кто или что вас вдохновляет на данном этапе?
– Сейчас это совсем не музыканты академической музыки, чаще всего гипер-поп, рэп, и в целом все, что угодно. Что-то новое я беру у других исполнителей, в процессе общения с ними или прослушивания их музыки. Это даже не обязательно известный музыкант, не обязательно профессиональный. Из исполнителей сейчас вдохновляют Том Йорк из поп музыки, Бьорк, Уильям Басински, Arca, Земфира, внезапно в этом ряду.
– Какую часть времени занимают ваши занятия музыкой, этого достаточно или недостаточно для успешных занятий? Остаётся ли у вас время на большинство бытовых забот и не возникает ли проблема застаиванья дел?
– Времени, конечно же, не хватает. Не хватает, потому что хочу слишком много, например, охватить куда больше жанров музыки. Приходится часто выбирать, ведь хочется успеть многое, а времени немого. Хочется делать качественно, а на это нужно много времени. Нужно найти баланс между работой для кого-то и работой для себя. Иногда бывает такое, что приходит вдохновение и пытаюсь воссоздать это как можно скорее, что тоже отнимает время. Из-за этого забиваешь на основную работу, копятся дедлайны на которыетоже нужно время.
– Если бы у вас появилась возможность прозвучать в голове у каждого начинающего музыканта, будь это любитель классических жанров или нет, то что бы вы им посоветовали для того, чтобы успевать жить и заниматься профессиональной музыкой?
– Достаточно сложно объективно оценить необходимость совета или помощи, потому что для каждой ситуации нет универсального ответа или решения. Могу сказать только то, что нужно меньше слушать других, а больше себя. Это не про то, что совсем никого слушать не нужно, а про то, что нужно всегда делать то, чего хочешь ты и осознавать то, чего хочешь получить. Не в угоду кому-то, делать то, что кажется важным тебе.
– В какой обстановке вы пишете свою музыку? Есть ли у вас образ идеального рабочего места?
– Идеальное рабочее место для меня – дом в лесу с большими панорамными окнами. Там бы я чувствовал себя максимально комфортно. Сейчас у меня часто такое, что я делаю записи и заметки на ходу. Вдохновение может прийти в транспорте или на улице, чаще большие скопления людей, где постоянно происходит какое-то движение.
– Что вы предпочтёте: творить для себя, получать удовольствие от работы и получать небольшое приятное денежное вознаграждение, или вынуждать себя заниматься делом, от которого вы не получаете удовольствия, но за хорошую заработную плату?
– Это неразрывные вещи. Когда человек условно делает что-то для коммерции, на долго его не хватит. Вряд ли он делает то, что нравится ему, он не искренен с собой. А вообще тут палка о двух концах, именно поэтому я нашел золотую середину для себя, только так получается поддерживать своё творчество.
– Что для вас ближе в плане концертов: совершать масштабные туры через множество городских сцен для ярких и энергичных эмоций, или быть более простым исполнителем, который частенько устраивает мини-туры в ближайшие населённые пункты и укреплять отношения с поклонниками?
– Это разные способы взаимодействия с публикой. Бывает разное настроение, на более малую публику что-то словно интимное, музыка состояния. Если мы говорим о чем-то крупном, как например Ural Music Night, совсем другое состояние. Для неё нужно что-то более эффектное. На крупных мероприятиях ты – экстраверт, а на квартирнике – интроверт. Меня привлекают оба варианта, не могу сказать, что что-то больше, а что-то меньше.
– Какие у вас планы на свою творческую карьеру и чем собираетесь продолжать своё творчество? Планируете ли Вы сфокусироваться ещё больше и оттачивать своё мастерство в жанре академической музыки?
– Нет, совсем не хочу оставаться в одном жанре. Для меня это был бы самый неприятный исход событий, где я бы сфокусировался на одном жанре. В планах выпустить сольный вокальный альбом, не с группой, в жанрах авангард-поп, электроника и так далее.
– Как вы знаете, понятие классической музыки появилось давно, но можете ли вы сказать, что сейчас пишете именно современную классическую музыку, или всё ту же, только новыми инструментами? Влияет ли на Вас развитие этого жанра, что меняется и принимаете или отталкиваете эти изменения?
– Я не пишу классическую музыку, как например, она была бы принята в академическом сообществе. По причине того, что я соединяю разные жанры. Академическая музыка влияет на другую музыку, делая ее более сложной. В современном мире, где есть такое разнообразие жанров, жанры не могут не влиять друг на друга.
– Когда слушателям ждать новые композиции, возможно альбом от вас?
– Думаю, альбом выйдет до конца этого года. Я хочу, чтобы это случилось как можно скорее. По крайней мере, я на это искренне надеюсь. Он будет называться «Необязательные песни»
– Что вас привлекло в фестивале? Возможно, что-то подтолкнуло на подачу заявки? Долго ли аы думали над этим, или решение было спонтанным?
– Во первых, я был на NEW OPEN SHOWCASE FESTIVAL. Меня привлек город, организация самого фестиваля. Еще я читал о Ночи Музыки и понял, что это прекрасная возможность расширить свою аудиторию, пообщаться с другими музыкантами и открыть для себя новые имена, ведь фестиваль очень масштабный.
– Есть ли у вас какие-то задумки насчет фестиваля? Возможно, готовите что-то новое и интересное для зрителей в этом году?
– Я всегда отталкиваюсь от площадки и инструментов. Моя программа длится около двух с половиной часов, а выбрать из этого 40 минут – очень тяжело. Именно поэтому уже на площадке я определяю, что буду здесь играть. Думаю, что я покажу что-то из своей имеющейся музыки и что-то из своего готовящегося альбома.
Беседовала Виктория ЧУДИНОВА,
Фото – Ural Music Night