Музей Москвы представляет параллельную программу к выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО»

0
1027

В августе в Музее Москвы стартует параллельная программа к выставке «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». На лекциях можно будет узнать, как формирование нового электрического мира повлияло на изобразительное искусство, музыку, театр и архитектуру 1920-х годов и какой импульс дало для их будущего развития. Кроме лекционной программы запланированы воркшопы и лаборатории по исследованию звуковых, световых и фото-объектов.

24 августа в 19:00 культуролог Наталия Никифорова проведет лекцию «Как приручить утопию. История электрификации». Участники встречи узнают, как формировалось представление об электричестве с конца XIX века до 1930-х годов прошлого века, и как эту технологию интерпретировали инженеры, политики, литераторы, рабочие и художники. Также Наталия Никифорова расскажет, какие страхи и надежды связывали с новой технологией, как ее вписывали в повседневность или отрицали, какие мифологические нарративы и представления о будущем связывали с электроэнергетикой и как ее эстетически осваивали.

25, 27 и 29 августа в Музее Москвы пройдет трехдневный воркшоп «Лаборатория цианотипии: создание фотоколлажей», который проведет художница, фотограф и видеограф Вера Лапонкина и художница, фотограф и куратор образовательных проектов Алла Афонина. Цианотипия («циано» — синий, «типия» — отпечаток) — способ монохромной альтернативной фотографической печати, который давал отпечатки голубого оттенка. Этот способ был изобретён в 1842 году английским учёным и астрономом, сэром Джоном Гершелем для копирования математических таблиц и чертежей.

Сегодня художники продолжают использовать цианотипию для реализации своих творческих идей. С участниками лаборатории авторы воркшопа поговорят об интересных фактах из истории возникновения фотографии, разберут, какие реактивы используются для приготовления раствора светочувствительной эмульсии, какие материалы подойдут в качестве основы для экспонирования, какой источник света выбрать для создания скрытого изображения и как переносить цифровые изображения на акварельную бумагу. Вдохновляясь композиционными и творческими приемами художника-авангардиста Густава Клуциса, участники создадут свои уникальные отпечатки-фотомонтажи. Результат будет представлен в Музее Москвы в формате коллективной работы, посвященной технологическим процессам прошлого, формирующим новое визуальное мышление в искусстве.

14 сентября в 19:00 старший научный сотрудник экспозиционно-мемориального отдела «Квартира Г.М. Кржижановского» Иван Созинов прочтет лекцию «План ГОЭЛРО. Факты. Персоны. Судьбы». На встрече речь пойдет о плане ГОЭЛРО — одном из самых амбициозных проектов за всю историю страны. На лекции будет рассмотрен исторический контекст, в котором шла его подготовка и реализация. Также предметом обсуждения станет вопрос авторства — один из наиболее острых вопросов в истории электрификации.

16 сентября в 19:00 научный сотрудник Российского института истории искусств Ольга Колганова расскажет о судьбе и творчестве художников Владимира Баранова-Россине и Григория Гидони. Слушатели лекции «Свет, цвет и электричество: художественные эксперименты начала XX века» узнают, что такое «оптофоническое искусство» Баранова-Россине и «искусство света и цвета» Гидони, как художники использовали электричество в новых видах искусства и чем отличались изобретенные ими светоцветовые инструменты «оптофон» и «световые декорации/светооркестр».

21 сентября в 19:00 начнется лекция и воркшоп кандидата искусствоведения Натальи Вавилиной «Театр и ГОЭЛРО: мечта об электрификации».

«Электрификация всей страны» — лозунг, принятый советским авангардным театром с искренним энтузиазмом. Электричество стало синонимом неисчерпаемой энергии, слаженного и неподверженного старению «электроорганизма», рационального искусственного света, знаменующего собой «Победу над Солнцем», мгновенной передачи информации, скорости, и даже — бессмертия. Когда Мейерхольд и Маяковский в 1921 году осуществили московскую постановку «Мистерии-Буфф», прекрасная Москва будущего предстала в ней как «Земля обетованная» с поистине райской системой электрификации — социалистическим аналогом вечного блаженства. «Мы все мечтали об электрификации театра нашего времени, но как применить ее, мы не знали, ибо на старой перспективной сцене ее применять не стоит», – писал в 1924 году Алексей Гвоздев, размышляя о постановке «Д.Е.» («Даешь Европу!») Мейерхольда. В этом наблюдении известного театроведа речь идет о новой концепции театрального пространства, экспериментального и авангардного, в котором все технологические новшества, связанные с электрической энергией, окажутся, наконец, уместными.

23 сентября в 19:00 искусствовед и театровед Валерий Золотухин и культуролог и исследовательница Юлия Лидерман обсудят те изменения, которые повлекло использование во второй половине XIX века электрического света сначала в театре, а затем в кинематографе. Призванное имитировать природные эффекты, электрическое освещение повлияло на зрительское восприятие рисованных декораций и стало технической основой для сценографической революции начала ХХ века. Изменению зрительского восприятия способствовали эксперименты начала ХХ века с поиском Абсолютного кинематографа (или Чистого кино), включая абстрактную мультипликацию и другие направления, важную роль в которых играли опыты со светом. Авангардные движения в инсталляционном искусстве, живописи, кино, театре позволили ощутить диалектику восприятия света как средства и как «предмета» искусства.

4 сентября в 16.00 в Центре документального кино состоится показ фильма «Родина Электричества» Ларисы Шепитько и обсуждение одноименной новеллы Андрея Платонова.

7 сентября доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ и член научного совета европейского общества истории науки Дарья Дроздова расскажет об истории теории электричества и электротехники XIX – начала XX века.

9 сентября в 19.00 научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, руководитель Лаборатории звука и преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, основатель Термен-центра Андрей Смирнов прочтет лекцию «Эксперименты со звуком в 1920-е годы».

28 сентября композитор, перформер, медиахудожник, визуальный художник и куратор программ современного искусства, медиа-археолог Антон Яхонтов aka Patrick K.H (онлайн) и композитор, саунд-артист, медиахудожник Олег Макаров (очно) устроят телемост и расскажут об опытах 1920-х, рисованном звуке и современном саунд-арте.

С 30 сентября по 2 октября в музее пройдет лаборатория Школы терменвокса «Музыка электричества. Терменвокс 100», где можно будет узнать историю этого электромузыкального инструмента, а также создать собственную музыкальную композицию.

5 октября куратор выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», кандидат архитектуры, руководитель Центра авангарда Александра Селиванова прочтет лекцию «Образ света в архитектуре авангарда», а 12 октября научный консультант выставки, историк архитектуры и сотрудник музея Мосэнерго Юлия Шуленина прочтет лекцию «План ГОЭЛРО в архитектуре, строительство первых электростанций».

7 октября историк энергетики, руководитель направления изучения корпоративной культуры самарского регионального отделения Союза машиностроителей России Владимир Громов прочтет лекцию «Эволюция образа российской энергетики с конца XIX века».

19 октября культуролог Наталия Злыднева расскажет о группе «Электроорганизм» и мифологии света в советском искусстве 1920-х.

С 30 сентября по 2 октября пройдет трехдневная лаборатория исследования звука на терменвоксе Петра Термена.

Полная программу мероприятий представлена на сайте Музея Москвы.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяВ Белгородской и Курской областях пройдут гастроли Театра на Бронной
Следующая статьяЕжегодная общегородская акция «Ночь кино» пройдет в Москве 28 августа

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя