РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаМузей музыки представляет выставку к 200-летию со дня рождения Полины Виардо

Музей музыки представляет выставку к 200-летию со дня рождения Полины Виардо

«“Полина”. К 200-летию со дня рождения Полины Виардо» – 17 июля в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» откроется выставка Российского национального музея музыки, посвященная Полине Виардо (1821–1910), певице, композитору, педагогу, хозяйке литературно-музыкального салона, музе, другу и возлюбленной писателя Ивана Тургенева.

Проект ставит перед собой задачу рассказать о «настоящей» Виардо, учившейся у композитора Ференца Листа, дружившей с писательницей Жорж Санд и ставшей прототипом героини ее романа «Консуэло». Выставка представляет материалы, связанные с ее исполнительской деятельностью, композиторским творчеством, романтическими обстоятельствами личной жизни.

Открывает выставку «иконография» Полины Виардо – ее графические и фотографические портреты. Современники вспоминали о ней как об удивительном сочетании некрасивой внешности, специфического, неидеального певческого голоса и огромного артистического таланта, под влиянием которого огрехи внешности и вокала отходили на задний план – на сцене царила великая примадонна. Художник Алексей Боголюбов писал: «M-me Виардо не была хороша собой, но была стройна и даже худощава. У неё до старости были чудные чёрные волосы, умные бархатные чёрные глаза и матовый цвет лица, какой видно у природных испанских цыганов. Рот её был большой и безобразный, но только что она начинала петь, о недостатках лица и речи не было. Она буквально вдохновлялась, являясь такою красавицею могучею, такой актрисой, что театр дрожал от рукоплесканий и браво. Цветы сыпались на сцену, и в этом восторженном всеобщем шуме царица сцены скрывалась за падающим занавесом».

Экспонаты из фондов Российского национального музея музыки раскрывают детали ее детства, семьи и, конечно, творческого пути. В 1839 году Полина дебютировала на оперной сцене в роли Дездемоны в опере «Отелло» Джоаккино Россини. В дальнейшем блистала на сценах Лондона, Дублина, Берлина, Дрездена, Лейпцига, Будапешта, Парижа. Здесь, в том числе, представлена афиша первого действия оперы «Севильский цирюльник» с участием Полины Виардо в Санкт-Петербургском Большом театре 11 января 1845 года. Героиня оперы Розина – одна из самых известных партий в репертуаре певицы. Выступая в России, Виардо делала своеобразный «комплимент» русской публике, включая в сцену урока пения из этой оперы русские арии и романсы, например романс Александра Алябьева «Соловей».

Одним из наиболее интересных экспонатов выставки стал автограф Полины Виардо в альбоме княгини Натальи Голицыной, оставленный 12 февраля 1846 года в период выступлений в Санкт-Петербурге. Это отрывок из III действия оперы «Храмовник» Отто Николаи: «Разум помрачается, сердце разрывается…». Певица была не здорова, болезнь грозила потерей голоса, и выбор музыкальной строчки для альбомной записи свидетельствует об эмоциональном состоянии Виардо.

Композиторская деятельность Виардо развивалась параллельно с ее сценической карьерой. Если дебют ее как певицы состоялся в 1837 году, то уже в 1838 году было впервые опубликовано ее сочинение. Ее перу принадлежат оперы и кантаты, камерная вокальная и инструментальная музыка, аранжировки сочинений других авторов, каденции. Виардо стала одним из первых европейских композиторов, кто сочинял музыку на стихи русских поэтов.

Отношения Виардо с российскими деятелями культуры можно проследить, в том числе, благодаря письмам Полины Виардо пианисту и дирижеру, директору Московской консерватории Николаю Рубинштейну, который неоднократно пытался пригласить Виардо преподавать в учебном заведении – к сожалению, певица по личным обстоятельствам отказалась. С именем Николая Рубинштейна связан еще один экспонат – большой фотографический портрет Ивана Тургенева, выполненный в фотоателье Ивана Дьяговченко с дарственной надписью писателя музыканту.

Полина Виардо была не только известной певицей, но и находилась в центре артистической, художественной и литературной жизни Европы. Каждый ее дом – в Париже, Куртавнеле, Баден-Бадене или Буживале – становился центром притяжения деятелей искусства и интеллектуальной элиты. Среди поклонников и друзей Полины Виардо были Берлиоз, Гуно, Делакруа, Жорж Санд, Золя, Лист, Сен-Санс, Флобер, Роберт и Клара Шуман, Чайковский, Шопен и, конечно, Тургенев.

История отношения писателя Ивана Тургенева и певицы Полины Виардо стала одной из самых романтичных в истории русской литературы. Они познакомились в 1843 году, во время первого приезда певицы в Россию. Влюбленность писателя была столь сильна, что впоследствии Тургенев ездил за своей возлюбленной по Европе, неизменно селился или в ее доме, или по соседству, став близким семейным другом.

Когда семейство Виардо в 1863 году поселилось в Баден-Бадене – Тургенев там же выстроил рядом свою виллу. Они проводили совместные музыкальные вечера, ставили домашние спектакли, в которых исполнялись сценические произведения Виардо, написанные на литературную основу Тургенева. В 1874 году Тургенев приобрел виллу в Буживале – предместье Парижа и подарил его Полине. На этой вилле Тургенев провел последние годы жизни и скончался в 1883 году, на руках у Виардо. Сейчас на вилле расположен музей Тургенева.

Выставка «“Полина”. К 200-летию со дня рождения Полины Виардо» будет представлена в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» до 26 августа.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru