Имена неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века не установлены в силу исторических обстоятельств, однако их произведения могут встать в один ряд с работами известных живописцев. Экспозиция «Автор неизвестен. Коснуться главного» показала зрителю, как можно абстрагироваться от личности художника и оценить картины, исходя из основных художественных категорий.
Работы с пометкой «н/х» редко попадают в поле зрения широкого зрителя, так как зачастую на выставках предпочтение отдается знаменитым художникам. Первый крупный показ утративших авторство или принципиально неподписанных работ рубежа XIX–XX веков позволит по-новому посмотреть на искусство этого периода в отрыве от произведений, с которыми он традиционно ассоциируется. Часть экспозиции составят работы, авторство которых было установлено за последние 60 лет. Кураторы собрали рассказы музеев и коллекционеров о пути картин «н/х» от поступления в собрание до атрибуции. Такие порой детективные истории сопровождают работы Василия Кандинского и Алексея Явленского, Николая Милиоти и Ивана Клюна и других художников, долгое время числившиеся анонимными.
Пространство музея на -1 и 3 этажах превратится в мультисенсорную лабораторию, состоящую из семи разделов: свет, цвет, форма, композиция, фактура, точка и линия, звук и движение. Гости выставки смогут разложить луч света на цвета, подобрать колористические сочетания, рассмотреть под лупой фактуру и послушать звучание картины, оживить линию, собрать кубистическую композицию и даже разместить собственное произведение в музее.
Проект предоставил редкую возможность показать работы, которые обыкновенно скрыты от публики в запасниках. Посетители увидили произведения из 6 частных и 30 государственных собраний. В том числе из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева и других. Ряд произведений, среди которых двусторонняя работа Роберта Фалька, «Женский портрет» Давида Бурлюка, «Блокнот» Натана Певзнера и «Композиция» Василия Кандинского, дополнены тактильными макетами для незрячих и слабовидящих посетителей.
Автор неизвестен. Предположительно Дмитрий Стеллецкий. Девушка с коромыслом. Первая треть ХХ века. Собрание Андрея Васильева. Санкт-Петербруг
Автор неизвестен. Школа Павла Филонова. Автопортрет. До 1930 года. Галеев. Галерея Москва
Автор неизвестен. Кувшин и драпировки. До 1923 года. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Василий Кандинский. № 207. Без названия. 1916. Тюменское музейно-просветительское объединение «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова»
Натан Певзнер. Атрибуция Ольги Горнунг. Блокнот. 1917. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Неизвестный художник. Мастерская Репина. Портрет неизвестной в лиловом. 1908. Курская государсвтвенная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Неизвестный художник. Карнавал. Конец 1920-х — начало 1930-х годов. Частное собрание
Неизвестный художник. Натюрморт с игрушками. 1920-е годы. Пермская государственная художественная галерея
Неизвестный художник. Натюрморт. 1910-е годы. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Николай Милоти. Портрет А.П. Боткиной. 1905-1908. Государственный Эрмитаж
Роберт Фальк. Девочка в кресле. 1919-1920 годы