Оплата публикаций

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваМузей транспорта Москвы представил новую выставку «Железные леди»

Музей транспорта Москвы представил новую выставку «Железные леди»

Музей транспорта Москвы представил новую выставку «Железные леди», которая рассказывает о щитовом способе строительства метро с помощью тоннелепроходческих машин и о метростроевках и их профессиях. Экспозиция раскрывает прошлое и настоящее щитовой проходки через личные истории женщин-строителей. В основу идеи легла традиция называть тоннелепроходческие щиты женскими именами, зародившаяся среди шахтёров и подхваченная тоннелепроходчиками по всему миру. На выставке представлены архивные фотографии и документы, рабочие инструменты, воспоминания и интервью метростроевок, а также экспонаты из собрания Музея транспорта Москвы. Выставка приурочена к 90-летию Московского метрополитена и открыта на Северном речном вокзале до конца ноября 2025 года.

«К 90-летию Московского метрополитена мы подготовили ряд выставок, посвященных истории главной транспортной артерии города. В экспозиции «Железные леди» рассказали о технологии строительства метротоннелей с конца 19 века до современности, а также часть выставки посвятили женщинам, создававшим первые линии столичного метро», — рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

В экспозиции переплетены две сюжетные линии. Первая повествует об устройстве и технологиях немеханизированных машин, сегодня ставших высокоточными тоннелепроходческими комплексами — ТПМК. Вторая линия посвящена «железным» леди — женщинам, которые наравне с мужчинами сооружали подземные магистрали Москвы в трудных и опасных условиях. Щиты пришли на помощь метростроевцам, заметно облегчив, а затем заменив и ручной труд. И сегодня метро строят другие железные «леди» — ТПМК, которые по традиции называют женскими именами.

«На выставке “Железные леди” мы отдаем дань уважения женщинам, которые на протяжении десятилетий трудятся на благо столицы и ежедневно берут на себя огромную ответственность за людей и город. Эта выставка объединяет историю о технологиях и человеческих судьбах, брутальную технологичность и женскую чувственность. Удивительно, что там, под землей, где, казалось бы, нет места сентиментальности, утвердилась такая необычная и нежная традиция — давать женские имена гигантским машинам, сооружающим тоннели. Эта параллель и стала источником вдохновения для нового выставочного проекта Музея транспорта Москвы», — добавила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Проходческий щит — это огромная сборная стальная машина цилиндрической формы, которая одновременно роет землю и сооружает стены тоннелей. Первый щит был изобретен инженером Марком Брюнелем и использован для создания тоннеля под рекой Темзой в Лондоне. В Советском Союзе щитовую проходку впервые применили при строительстве первой линии Московского метрополитена в 1934 году. Тогда под землей работали английская машина и отечественная, изготовленная по аналогии с зарубежной силами 26 советских заводов всего за 5 месяцев. Темпы строительства метрополитена были такими высокими, что уже через несколько лет был установлен мировой рекорд: при проходке второй очереди одновременно работало 42 тоннелепроходческих щита. В 1949 году на прокладке тоннеля между станциями «Киевская» и «Парк культуры» Кольцевой линии заработала первая механизированная машина. Современные тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК) — установки, позволяющие быстро и безопасно строить метро, не нарушая ритм города. Макет современного тоннелепроходческого щита стал одной из центральных точек экспозиции. Он, а также видео- и мультимедиаматериалы помогут познакомиться с принципами работы и внутренним устройством щитов.

Другая часть выставки посвящена рассказам о женщинах Метростроя, для которых работа под землей не просто профессия, а любимое и вдохновляющее дело. Одна из героинь — Софья Александровна Киеня, которая в 1933 году первой из женщин спустилась в кессон. Это герметичная камера с нагнетаемым сжатым воздухом, работа в которой требует большой выносливости и крепкого здоровья. Другой выдающейся фигурой была Татьяна Викторовна Фёдорова. Она освоила множество подземных профессий: рыла шахты, замешивала бетон, чеканила швы на стыках стен тоннелей, и в итоге заняла должность заместителя начальника Метростроя. Специально для выставки были проведены и записаны интервью с женщинами, в которых они поделились рассказами о своем опыте и особенностях работы в Метрострое сегодня. Этот раздел проиллюстрирован архивными фотографиями и рабочими инструментами метростроевок.

Над выставкой работали Валерия Евтишенкова, куратор и научный сотрудник научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы, Елизавета Таранина, дизайнер Музей транспорта Москвы, и Ольга Трейвас, архитектор. Архитектурная концепция выставки разработана бюро Treivas и основывается на элементах подземных тоннелей. Цилиндрическое пространство выставки венчает кольцо из отрезов полупрозрачной ткани — сама инсталляция напоминает пиксельное изображение цветка. Этот образ вдохновлен классическими открытками ко Дню 8 марта — в этот праздник равенства и солидарности отмечают достижения женщин во всех сферах деятельности.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru