Московская филармония продолжает серию выступлений своего молодого, но уже ярко зарекомендовавшего себя коллектива — Российского национального молодёжного симфонического оркестра. За пультом – дирижеры Василий Синайский, Шарль Дютуа и Марк Пиолле.
Один из ярких представителей петербургской дирижёрской школы, маэстро Василий Синайский впервые встал за пульт московского коллектива и был впечатлён мастерством и виртуозной игрой молодых музыкантов. Вечер на сцене Концертного зала имени Чайковского открыли концерты для двух фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта и Франсиса Пуленка. Фортепианный дуэт Вадима Руденко и Николая Луганского поразил глубиной исполнительского мышления, изящным и четким звуковым рисунком, чеканкой инструментальной фактуры.
Для второго отделения программы Василий Синайский выбрал музыку балета «Весна священная», картины языческой Руси Игоря Стравинского. Дирижер добился от оркестра впечатляющих художественных результатов: магнетизма и той самой стихийной мощи, которая запечатлена в этих грандиозных звуковых микстах балетной партитуры. Мастерство и виртуозная техника музыкантов РНМСО заслужили самых восторженных аплодисментов публики, не торопившейся покидать зал. После бурной «Весны» Василий Синайский в качестве разрядки предложил вниманию слушателей ещё один «петербургский» бис — Колыбельную и Плясовую из «Восьми русских народных песен для оркестра» Анатолия Лядова, композитора и педагога Петербургской консерватории, мастера тончайшей оркестровой миниатюры.
Филармонический абонемент «Мастера оперной сцены» давно уже зарекомендовал себя как один из значительных проектов музыкального сезона. Приезд прославленного польского тенора Петра Бечалы меломаны и поклонники вокального искусства ждали с большим нетерпением и надеждой. Голос этого певца действительно способен влюбить в себя сердце и душу!
В сопровождении Российского национального молодежного симфонического оркестра под управлением харизматичного немецкого дирижера с французскими корнями Марка Пиолле Петр Бечала исполнил арии из опер Джузеппе Верди, Жоржа Бизе, Жюля Массне, Джакомо Пуччини, Умберто Джордано и Петра Чайковского.
Гибкая лирическая кантилена, впечатляющая тесситура голоса Бечалы сразу обратили на себя внимание буквально с первых же нот, когда артист спел арию Рудольфа из оперы «Луиза Миллер» Джузеппе Верди. Не менее интригующеим стало его исполнение арии Радамеса из «Аиды» Верди, а затем томного Хозе и любвеобильного Водемона из «Кармен» Бизе и «Иоланты» Чайковского. Особенно порадовала вереница итальянских арий, в каждой из которых артист мастерски перевоплощался на сцене, играя образы своих героев: Каварадосси из «Тоски» и принца Калафа из «Турандот» Пуччини, Андре Шенье из одноименной оперы Тома.
Особенно хотелось бы отметить незаурядную дирижерскую технику Марка Пиолле. Непосредственное влияние на его дирижерский стиль оказали мастер-классы Джона Элиота Гардинера, Михаэля Гилена и Курта Мазура. Марк Пиолле был главным дирижером Государственного филармонического оркестра Халле и Государственного театра Касселя в Германии. В начале 2000-х годов он возглавлял венскую Фольксопер, затем снова перебрался в Германию, где в течение нескольких сезонов являлся главным дирижером Гессенского государственного театра в Висбадене. Там он продирижировал всю тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга». Пиолле сотрудничал со многими ведущими оперными театрами мира. Последние несколько лет немецкий маэстро тесно связан с Королевской оперой Мадрида. Там он представил оперу Массне «Дон Кихот» и балетную постановку бельгийского хореографа Алена Плателя C (h)oeurs на музыку Верди и Вагнера. У Марка Пиолле обширный симфонический репертуар. Он регулярно сотрудничает с известнейшими коллективами мира, среди которых оркестры Атланты, Монреаля, Лейпцига, Базеля, Берлина, Токио, Пекина, Мюнхена и Штутгарта. Марк Пиолле активно поддерживает молодых оркестрантов. Он часто дирижирует Берлинским молодёжным симфоническим оркестром, который сам же основал еще в годы студенчества. Недавно оркестр отметил своё тридцатилетие. С осени 2016 года Пиолле преподает дирижирование в Университете искусств в австрийском Граце.
В Москву Марк Пиолле прилетел из Казани, где дирижировал Государственным симфоническим оркестром Татарстана симфонии Бетховена на фестивале «Рахлинские сезоны». С Петром Бечалой дирижер неоднократно принимал участие в ряде оперных гала-концертов – на сцене театра Лисео в Барселоне, с Национальным симфоническим оркестром Ирландского радио и телевидения в Дублине и во Дворце музыки в Валенсии. Творческий тандем Пиолле и Бечалы был очевиден и на московской сцене — как органично чувствовали они друг друга, находя баланс с музыкантами оркестра и вызывая симпатию у публики. Наряду с вокальными номерами Марк Пиолле блестяще продирижировал характеристическую увертюру «Римский карнавал» Гектора Берлиоза, увертюру к опере «Луиза Миллер» Верди, антракт из III действия оперы «Кармен» Бизе и трогательную миниатюру для струнных «Хризантемы» Пуччини.
Виктор АЛЕКСАНДРОВ,
Фото – Московская филармония