На ПМЭФ объявили о формировании эндаумент-фонда Третьяковской галереи

831

6 июня 2019 года Госу­дар­ствен­ная Тре­тья­ков­ская гале­рея и Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд Вла­ди­ми­ра Пота­ни­на на пло­щад­ке инфор­ма­ци­он­но­го агент­ства ТАСС, откры­той на Петер­бург­ском меж­ду­на­род­ном эко­но­ми­че­ском фору­ме, объ­яви­ли о фор­ми­ро­ва­нии эндаумент-фонда. 

Созда­ние энда­у­мен­та – важ­ней­шее собы­тие для обес­пе­че­ния ста­биль­ной дея­тель­но­сти Тре­тья­ков­ской гале­реи по двум направ­ле­ни­ям: попол­не­нию кол­лек­ции музея и раз­ви­тию малых музеев. Пер­вым взно­сом в этот фонд ста­ло круп­ное пожерт­во­ва­ние Бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да Вла­ди­ми­ра Пота­ни­на, про­дол­жив­шее исто­рию мно­го­лет­не­го сотруд­ни­че­ства с музе­ем. Взнос соста­вил 100 млн рублей. 

О необ­хо­ди­мо­сти созда­ния энда­у­мен­та руко­вод­ство Тре­тья­ков­ской гале­реи заду­мы­ва­лось уже дав­но. Одна­ко с окон­ча­тель­ным реше­ни­ем уда­лось опре­де­лить­ся лишь осе­нью 2018 года, после того, как на Санкт-Петер­бург­ском куль­тур­ном фору­ме состо­ял­ся круг­лый стол «Меце­нат­ство буду­ще­го: луч­шие прак­ти­ки и эффек­тив­ные меха­низ­мы госу­дар­ствен­но-част­но­го парт­нер­ства». Дис­кус­сия была орга­ни­зо­ва­на Бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дом Вла­ди­ми­ра Пота­ни­на и пред­ста­ви­ла опыт шести стран в сфе­ре целе­вых капи­та­лов. Фонд Пота­ни­на ведет систем­ную рабо­ту по про­дви­же­нию моде­ли энда­у­мен­та в Рос­сии с момен­та при­ня­тия соот­вет­ству­ю­ще­го зако­но­да­тель­ства в кон­це 2006 года. Во мно­гом бла­го­да­ря лич­но­му уча­стию Вла­ди­ми­ра Пота­ни­на энда­у­мен­ты ста­ли появ­лять­ся в Рос­сии: в 2006 году учре­ди­тель фон­да воз­гла­вил Комис­сию по вопро­сам раз­ви­тия бла­го­тво­ри­тель­но­сти, мило­сер­дия и волон­тер­ства Обще­ствен­ной пала­ты Рос­сий­ской Феде­ра­ции, дея­тель­ность кото­рой зна­чи­тель­но улуч­ши­ла зако­но­да­тель­ную базу в этой сфере.

Руко­вод­ство Тре­тья­ков­ской гале­реи сде­ла­ло рас­чет необ­хо­ди­мой стар­то­вой сум­мы для эффек­тив­но­го энда­у­мен­та. Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд Вла­ди­ми­ра Пота­ни­на внес пер­вое зна­чи­тель­ное пожерт­во­ва­ние, доста­точ­ное для фор­ми­ро­ва­ния фон­да целе­во­го капи­та­ла тако­го круп­но­го музея как Тре­тья­ков­ская галерея.

Было выде­ле­но две цели, на кото­рые будут тра­тить­ся дохо­ды от энда­у­мен­та. Пер­вая – это попол­не­ние кол­лек­ции музея: Гале­рея полу­чит воз­мож­ность исполь­зо­вать опре­де­лен­ный доход на само­сто­я­тель­ную закуп­ку про­из­ве­де­ний искусства. 

Вто­рая важ­ней­шая цель – рекон­струк­ция и под­дер­жа­ние в достой­ном состо­я­нии малых музеев Тре­тья­ков­ской гале­реи. Эти музеи – дома, квар­ти­ры, мастер­ские – нахо­дят­ся не в луч­шем виде и с каж­дым годом раз­ру­ша­ют­ся все боль­ше. В насто­я­щее вре­мя пять из семи малых музеев закры­ты на рекон­струк­цию, а финан­си­ро­ва­ния на них кри­ти­че­ски не хва­та­ет. Задерж­ки в рекон­струк­ции и ремон­те чре­ва­ты тем, что эти про­стран­ства при­дут в пол­ную негод­ность и потре­бу­ет­ся зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние бюд­же­та на исправ­ле­ние ситу­а­ции. Мис­сия Тре­тья­ков­ской гале­реи – сохра­нить, обно­вить и пере­дать буду­щим поко­ле­ни­ям эти про­стран­ства в достой­ном для совре­мен­ной музей­ной прак­ти­ки состоянии.

Раз­ви­вать при­о­ри­тет­ные про­ек­ты Тре­тья­ков­ская гале­рея пла­ни­ру­ет вме­сте с парт­не­ра­ми энда­у­мен­та, харак­тер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми кото­ро­го явля­ют­ся дове­рие доно­ров фон­да, про­зрач­ность и кон­троль рас­пре­де­ле­ния средств. 

Для резуль­та­тив­но­сти энда­у­мент-фон­да боль­шое зна­че­ние име­ет выбор пра­виль­ной управ­ля­ю­щей ком­па­нии, кото­рая смо­жет соблю­сти эффек­тив­ный баланс меж­ду высо­ким про­цен­том и надеж­но­стью вло­же­ния. Руко­вод­ство Тре­тья­ков­ской гале­реи про­ве­ло ана­лиз рын­ка управ­ля­ю­щих ком­па­ний и выбра­ло две орга­ни­за­ции, отве­ча­ю­щие высо­ким кри­те­ри­ям отбо­ра, каж­дая из кото­рых будет управ­лять одним из двух целе­вых капи­та­лов, обес­пе­чи­вая боль­шую финан­со­вую гиб­кость и само­до­ста­точ­ность финан­со­во­го потока.

В исто­рии Гале­реи уже был опыт, ана­ло­гич­ный энда­у­мент-фон­ду, внед­рен­ный по заве­ща­нию Сер­гея Михай­ло­ви­ча Тре­тья­ко­ва, одно­го из осно­ва­те­лей музея: он оста­вил капи­тал, про­цен­ты с кото­ро­го направ­ля­лись на при­об­ре­те­ние про­из­ве­де­ний рус­ских худож­ни­ков для музея. Созда­вая энда­у­мент-фонд, Тре­тья­ков­ская гале­рея про­дол­жа­ет пре­рван­ные неко­гда тра­ди­ции меце­нат­ства и бла­го­тво­ри­тель­но­сти, зало­жен­ные его осно­ва­те­ля­ми. Поло­жи­тель­ный опыт Гале­реи может ини­ци­и­ро­вать инте­рес к фон­дам целе­во­го капи­та­ла дру­гих рос­сий­ских музеев и спо­соб­ство­вать раз­ви­тию музей­но­го дела в России. 

«Тре­тья­ков­ская гале­рея откры­та к новым инстру­мен­там фанд­рай­зин­га в совре­мен­ной эко­но­ми­че­ской реаль­но­сти, что­бы обес­пе­чить эффек­тив­ность сле­до­ва­ния глав­ной мис­сии наше­го музея – сохра­нять, иссле­до­вать и попу­ля­ри­зи­ро­вать рус­ское искус­ство. Для нас неве­ро­ят­но важен запуск энда­у­мент-фон­да, кото­рый помо­жет в этой рабо­те. Я счаст­ли­ва, что Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд Вла­ди­ми­ра Пота­ни­на, наш посто­ян­ный парт­нер, опять, как и в слу­чае с запус­ком дол­го­сроч­ной про­грам­мы «Меце­на­ты и дари­те­ли – Тре­тья­ков­ской гале­рее», стал пер­вым, кто нас под­дер­жал, сде­лал стар­то­вое вло­же­ние и дал цен­ней­шие про­фес­си­о­наль­ные сове­ты по рабо­те с энда­у­мен­том. Я наде­юсь, что при­мер Фон­да Пота­ни­на вдох­но­вит и дру­гих людей, для кого важ­но раз­ви­тие музея и сохра­не­ние для буду­щих поко­ле­ний рус­ско­го искус­ства в целом», – сооб­щи­ла ​гене­раль­ный дирек­тор Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской гале­реи Зель­фи­ра Трегулова.

«Я рад, что у одно­го из веду­щих рос­сий­ских музеев – Тре­тья­ков­кой гале­реи – теперь есть свой энда­у­мент-фонд. Это важ­ней­шее стра­те­ги­че­ское реше­ние музея, и я рад воз­мож­но­сти под­дер­жать его на стар­те. Тре­тья­ков­ская гале­рея сего­дня по пра­ву счи­та­ет­ся одним из самых дина­мич­но раз­ви­ва­ю­щих­ся рос­сий­ских музеев. Гор­жусь, что часть инно­ва­ци­он­ных реше­ний – пуб­лич­ные дис­кус­сии о куль­тур­ном лидер­стве, гости­ная Арза­ма­са в Новой Тре­тья­ков­ке, рестарт под­держ­ки меце­на­та­ми попол­не­ния кол­лек­ции – реа­ли­зу­ет­ся музе­ем в парт­нер­стве с моим бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дом. Наде­юсь, созда­ние энда­у­мен­та откро­ет новые воз­мож­но­сти для сохра­не­ния насле­дия и попол­не­ния кол­лек­ций, помо­жет обес­пе­чить раз­ви­тие гале­реи и ее малых музеев на дол­гие годы впе­ред. Верю в дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву это­го инстру­мен­та, кото­рый успеш­но рабо­та­ет в Рос­сии на про­тя­же­нии 10 лет», — рас­ска­зал осно­ва­тель Бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да Вла­ди­мир Потанин.

Тре­тья­ков­ская гале­рея уже мно­гие годы тес­но сотруд­ни­ча­ет с Бла­го­тво­ри­тель­ным фон­дом Вла­ди­ми­ра Пота­ни­на. Сре­ди послед­них мас­штаб­ных про­ек­тов, реа­ли­зо­ван­ных Тре­тья­ков­ской гале­ре­ей при под­держ­ке фон­да, – серия пуб­лич­ных дис­кус­сий с миро­вы­ми экс­пер­та­ми «Куль­тур­ное лидер­ство в совре­мен­ном мире», созда­ние в залах Тре­тья­ков­ской гале­реи на Крым­ском Валу «Гости­ной Новой Тре­тья­ков­ки и Arzamas.academy», а так­же дар музею зна­ме­ни­той рабо­ты Эри­ка Була­то­ва «Кар­ти­на и зри­те­ли» (2011–2013), кото­рая заня­ла важ­ное место в обнов­лен­ной экс­по­зи­ции искус­ства ХХ века.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.