На портале «Музейная Москва онлайн» появились новые выставки ко дню рождения А.С. Пушкина

342

6 июня 2020 года испол­ня­ет­ся 221 год со дня рож­де­ния поэта, писа­те­ля, дра­ма­тур­га А.С. Пуш­ки­на. Пор­тал «Музей­ная Москва онлайн» при­гла­ша­ет всех жела­ю­щих посе­тить новые онлайн-выстав­ки Госу­дар­ствен­но­го музея А.С. Пуш­ки­на и посмот­реть на экс­по­зи­цию музея-пано­ра­мы «Боро­дин­ская бит­ва». На онлайн-пло­щад­ках пред­став­ле­ны ред­кие экс­по­на­ты, свя­зан­ные с жиз­нью и твор­че­ством клас­си­ка миро­вой литературы.

«На пор­та­ле собра­ны боль­ше 30 онлайн-выста­вок и сот­ни экс­по­на­тов, посвя­щен­ных Пуш­ки­ну: порт­ре­ты поэта и его совре­мен­ни­ков, пись­ма, иллю­стра­ции к про­из­ве­де­ни­ям, ста­рин­ные афи­ши и архив­ные изда­ния, в том чис­ле на ино­стран­ных язы­ках», — рас­ска­за­ла заме­сти­тель Мэра Моск­вы Ната­лья Сер­гу­ни­на. Ее сло­ва при­во­дят­ся на пор­та­ле Мэра и Пра­ви­тель­ства Москвы.

Так, в гале­рее «Музей­ной Моск­вы онлайн» мож­но уви­деть пись­мо Пуш­ки­на к деду его буду­щей супру­ги Ната­льи Гон­ча­ро­вой — Афа­на­сию Нико­ла­е­ви­чу Гон­ча­ро­ву — по пово­ду помолв­ки влюб­лен­ных (1830 год), изоб­ра­же­ние трой­но­го пуш­кин­ско­го про­фи­ля, сде­лан­ное в нача­ле 1830‑х годов Нико­ла­ем Гого­лем и девя­тый томик сочи­не­ний поэта, выпу­щен­ный уже после его гибе­ли петер­бург­ской типо­гра­фи­ей Ива­на Гла­зу­но­ва в 1841 году.

«Руслан и Людмила» и сказки

Два новых экс­по­на­та из кол­лек­ции Госу­дар­ствен­но­го музея А.С. Пуш­ки­на посвя­ще­ны 200-летию с момен­та выхо­да в свет поэ­мы «Рус­лан и Люд­ми­ла». За это про­из­ве­де­ние в свое вре­мя кри­ти­ки обви­ня­ли авто­ра в без­нрав­ствен­но­сти, отсут­ствии воз­вы­шен­ных чувств, снис­хо­ди­тель­но назы­ва­ли «Рус­ла­на и Люд­ми­лу» поэ­м­кой, при­чем непри­лич­ной. Но поэ­ма име­ла огром­ный успех, и имен­но бла­го­да­ря ей имя Пуш­ки­на ста­ло извест­но евро­пей­ско­му чита­те­лю. В 1823–1824 годах вышли две анто­ло­гии рус­ской поэ­зии на немец­ком и фран­цуз­ском язы­ках. Обе дава­ли лест­ные оцен­ки талан­ту моло­до­го поэта.

О вни­ма­нии Пуш­ки­на к твор­че­ству выда­ю­щих­ся писа­те­лей запад­ной Евро­пы, а так­же о том вли­я­нии, кото­рое они ока­за­ли на его про­из­ве­де­ния, рас­ска­жет новая экс­по­зи­ция «Пуш­кин и фран­цуз­ская литература».

Фран­цуз­ский для поэта был вто­рым язы­ком. Свои пер­вые сти­хи он писал по-фран­цуз­ски, под­ра­жая Молье­ру, Лафон­те­ну, Воль­те­ру, чьи сбор­ни­ки состав­ля­ли его биб­лио­те­ку. Изоб­ра­же­ния книг пред­став­ле­ны на пор­та­ле в элек­трон­ном виде.

Юным поль­зо­ва­те­лям будет инте­рес­но посмот­реть онлайн-выстав­ки, посвя­щен­ные пуш­кин­ским сказ­кам. Экс­по­зи­ция «Чита­ем сказ­ки А.С. Пуш­ки­на» вклю­ча­ет в себя несколь­ко пан­но и иллю­стра­ций к про­из­ве­де­ни­ям, выпол­нен­ных раз­ны­ми худож­ни­ка­ми в XIX–ХХ веках.

Еще одна выстав­ка — «Сказ­ки Пуш­ки­на: были и небы­ли­цы» — раз­ра­бо­та­на в рам­ках еже­год­но­го интер­ак­тив­но­го фести­ва­ля #Пуш­кинLeto. Экс­по­зи­ция охва­ты­ва­ет самые извест­ные сюже­ты ска­зок — о рыба­ке и рыб­ке, царе Сал­тане, попе и работ­ни­ке его Бал­де и дру­гие. Здесь пред­став­ле­ны иллю­стра­ции зна­ме­ни­тых худож­ни­ков: Бори­са Смир­но­ва «По рав­ни­нам оке­а­на едет флот царя Сал­та­на...» (1915 год), Татья­ны Маври­ной «У моря видел дуб зеле­ный» (1970 год) и Ана­то­лия Ели­се­е­ва «Бед­нень­кий бес под кобы­лу под­лез» (1987 год).

Портреты друзей и неприятелей

Еще одна позна­ва­тель­ная онлайн-выстав­ка, посвя­щен­ная поэту, опуб­ли­ко­ва­на музе­ем-пано­ра­мой «Боро­дин­ская бит­ва» и назы­ва­ет­ся «Друг наш Пуш­кин...». Она рас­ска­жет посе­ти­те­лям о зна­че­нии друж­бы в поэ­зии и жиз­ни Пуш­ки­на, а так­же о людях, с кото­ры­ми его свя­зы­ва­ли непро­стые отно­ше­ния. Напри­мер, посе­ти­те­ли пор­та­ла уви­дят порт­ре­ты адми­ра­ла Алек­сандра Шиш­ко­ва, кото­рый состо­ял в лите­ра­тур­ном обще­стве «Бесе­да люби­те­лей рус­ско­го сло­ва» и слу­жил мише­нью для острот и эпи­грамм юно­го Пуш­ки­на. На служ­бу к гра­фу Миха­и­лу Ворон­цо­ву, ново­рос­сий­ско­му гене­рал-губер­на­то­ру и намест­ни­ку Бес­са­раб­ской губер­нии, Алек­сандр Сер­ге­е­вич был пере­ве­ден в июле 1823 года. Ворон­цов писал в Петер­бург, что будет «очень рад не иметь Пуш­ки­на в Одес­се». В науч­ной и худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре Ворон­цо­ва неред­ко пред­став­ля­ют злым гени­ем поэта. Попу­ляр­на вер­сия о том, что граф рев­но­вал к Пуш­ки­ну свою супру­гу Ели­за­ве­ту Ксаверьевну.

В доме гене­рал-лей­те­нан­та Ива­на Саба­не­е­ва, зна­ком­ство с кото­рым про­изо­шло в Киши­не­ве во вре­мя южной ссыл­ки поэта, Пуш­кин, наобо­рот, был желан­ным гостем. Он откры­то при­нял сто­ро­ну Саба­не­е­ва после скан­даль­ной исто­рии с женить­бой гене­ра­ла, когда тот не мог выво­дить супру­гу в свет, и неко­то­рые зна­ко­мые отка­за­лись бывать у него в гостях.

Най­ти все экс­по­на­ты и выстав­ки на пор­та­ле «Музей­ная Москва онлайн», посвя­щен­ные жиз­ни и твор­че­ству Алек­сандра Пуш­ки­на, мож­но при помо­щи стро­ки поиска.

Для справ­ки:

Онлайн-ката­лог фон­дов сто­лич­ных музеев — сов­мест­ный про­ект Депар­та­мен­та куль­ту­ры и Депар­та­мен­та инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, кото­рый был запу­щен в 2017 году. На пор­та­ле удоб­но искать инфор­ма­цию по клю­че­вым сло­вам — стране, авто­ру, дате и мате­ри­а­лу. Поль­зо­ва­те­ли могут посе­тить вир­ту­аль­ные выстав­ки и сохра­нить изоб­ра­же­ния экс­по­на­тов в высо­ком разрешении.

Все­го на пор­та­ле «Музей­ная Москва онлайн» пред­став­ле­ны свы­ше 50 тысяч сним­ков пред­ме­тов из кол­лек­ций 38 город­ских музеев и выста­воч­ных про­странств. Сре­ди них музей-усадь­ба «Остан­ки­но», Дом рус­ско­го зару­бе­жья име­ни Алек­сандра Сол­же­ни­цы­на, Госу­дар­ствен­ный музей обо­ро­ны Моск­вы, Цен­траль­ный выста­воч­ный зал «Манеж» и дру­гие. Назва­ние про­ек­та выбра­ли сами моск­ви­чи в «Актив­ном гражданине».

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.