На Российской креативной неделе – 2020 оценили предпринимательский подход к творческому потенциалу страны

396

С 11 по 13 сен­тяб­ря 2020 года в Москве в ЦПКиО име­ни Горь­ко­го впер­вые в Рос­сии про­шел меж­ду­на­род­ный фести­валь «Рос­сий­ская кре­а­тив­ная неде­ля – 2020», став­ший круп­ней­шим собы­ти­ем для про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства 14 отрас­лей эко­но­ми­ки, кото­рые по опре­де­ле­нию ООН отно­сят­ся к кре­а­тив­ным инду­стри­ям. Состо­я­лось око­ло 500 тема­ти­че­ских сес­сий, дис­кус­сий и мастер-клас­сов. Осо­бое место в дело­вой про­грам­ме было отве­де­но меро­при­я­ти­ям Фору­ма кре­а­тив­но­го биз­не­са, где неза­ви­си­мые экс­пер­ты, част­ные пред­при­ни­ма­те­ли, мене­дже­ры веду­щих рос­сий­ских и зару­беж­ных ком­па­ний вме­сте с пред­ста­ви­те­ля­ми орга­нов вла­сти всех уров­ней обсуж­да­ли наи­бо­лее акту­аль­ные вопро­сы, что­бы сфор­ми­ро­вать дорож­ную кар­ту, план ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных дей­ствий биз­не­са, госу­дар­ства и созда­те­лей твор­че­ской про­дук­ции в инте­ре­сах реа­ли­за­ции накоп­лен­но­го стра­ной интел­лек­ту­аль­но­го потенциала. 

Быть или не быть регулированию?

Пред­се­да­тель Коми­те­та РСПП по интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и кре­а­тив­ным инду­стри­ям, пре­зи­дент Ассо­ци­а­ции IPChain Андрей Кри­чев­ский ─ о том, что кре­а­тив­ным инду­стри­ям непре­мен­но нужен спе­ци­аль­ный феде­раль­ный закон, регу­ли­ру­ю­щий их дея­тель­ность: «Лиде­ры этих инду­стрий хотят под­держ­ки госу­дар­ства, но не хотят госре­гу­ли­ро­ва­ния. Невоз­мож­но заре­гу­ли­ро­вать то, что до кон­ца пока не уда­ет­ся даже сфор­му­ли­ро­вать, опре­де­лить, какой сег­мент эко­но­ми­ки в Рос­сии при­зна­ет­ся кре­а­тив­ным. Един­ствен­ное, что мож­но впи­сать в закон, – это эко­но­ми­че­ские меха­низ­мы, сво­е­го рода дого­во­рен­но­сти о спо­со­бах вза­и­мо­дей­ствия меж­ду госу­дар­ством и кре­а­тив­ны­ми инду­стри­я­ми. То есть вве­сти поня­тие кре­а­тив­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства, дать ему адек­ват­ные, под­хо­дя­щие имен­но для это­го вида пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти нало­го­вые режи­мы, зафик­си­ро­вать пра­ви­ла рабо­ты фон­дов, в том чис­ле гран­то­вой или гаран­тий­ной поддержки».

Андрей Кри­чев­ский пред­ста­вил свое виде­ние двух стра­те­ги­че­ски важ­ных шагов: «Во-пер­вых, выде­лить в отдель­ную кате­го­рию кре­а­тив­ное пред­при­ни­ма­тель­ство, что поз­во­лит сфо­ку­си­ро­вать адрес­ную под­держ­ку имен­но на таких ком­па­ни­ях. Во-вто­рых, создать обще­ствен­но-госу­дар­ствен­ную инфра­струк­ту­ру для раз­ви­тия чело­ве­че­ско­го капи­та­ла, его удер­жа­ния в стране и кон­со­ли­да­ции уси­лий про­фес­си­о­наль­ных сооб­ществ, госу­дар­ства в этом направ­ле­нии на реги­о­наль­ном и феде­раль­ном уровнях».

Комплексное образование с упором на soft skills и потребности бизнеса

Заме­сти­тель дирек­то­ра Науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и циф­ро­вой эко­но­ми­ки Digital IP Ека­те­ри­на Ере­мен­ко ─ о недо­стат­ках систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния и пер­спек­ти­вах допол­ни­тель­ных про­грамм: «Выс­шее обра­зо­ва­ние не дает в пол­ной мере тех ком­пе­тен­ций, кото­рые нуж­ны сего­дня биз­не­су. Я рабо­та­ла в вузе 15 лет и ушла, пото­му что обра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты необос­но­ван­но арха­ич­ны и жест­ки. Как ни пытай­ся кре­а­ти­вить, допол­нять про­грам­му – мы все рав­но зажа­ты в плот­ные рам­ки, выход за кото­рые чре­ват лише­ни­ем лицен­зии, аккре­ди­та­ции. Меж­ду тем в Digital IP мы доби­лись гар­мо­нич­ной синер­гии. За счет про­грамм допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния мы можем одно­вре­мен­но про­ка­чать навы­ки чело­ве­ка в той про­фес­сии, в кото­рой он рабо­та­ет, и допол­нить запас зна­ний спе­ци­фи­че­ски­ми ком­пе­тен­ци­я­ми, кото­рые ему необ­хо­ди­мы и про­дик­то­ва­ны вре­ме­нем. Напри­мер, у сет-дизай­не­ра долж­ны быть и тех­ни­че­ские зна­ния, и зна­ния по циви­ли­зо­ван­но­му обра­ще­нию с интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­стью, и soft skills».

Испол­ни­тель­ный дирек­тор Коми­те­та РСПП по интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и кре­а­тив­ным инду­стри­ям Игорь Нама­ко­нов ─ об акту­аль­ном под­хо­де к обра­зо­ва­нию: «Что­бы стать новым Лео­нар­до, необ­хо­ди­мо быть кросс-функ­ци­о­наль­ным, то есть уметь нахо­дить на сты­ке раз­ных направ­ле­ний новые эко­но­ми­че­ские реше­ния и про­дук­ты, вза­и­мо­дей­ство­вать с раз­лич­ны­ми дис­ци­пли­на­ми, знать, как реа­ли­зо­вы­вать свои идеи в стра­нах, где они вос­тре­бо­ва­ны. Кре­а­тив­ные инду­стрии соче­та­ют в себе, с одной сто­ро­ны, твор­че­ство, а с дру­гой — пред­при­ни­ма­тель­ство. Мало кто видит эту связь. Поэто­му согла­шусь с тем, что идея узкой про­фес­си­о­наль­ной спе­ци­а­ли­за­ции умер­ла. Совре­мен­ные кад­ры долж­ны обла­дать обще­че­ло­ве­че­ски­ми или, как сей­час гово­рят, гиб­ки­ми навы­ка­ми, над­про­фес­си­о­наль­ны­ми ком­пе­тен­ци­я­ми. Для это­го нуж­но раз­ви­вать кре­а­тив­ное мыш­ле­ние – это имен­но то, что поз­во­ля­ет про­ка­чать гиб­кость, фокус и уме­ние кон­цен­три­ро­вать­ся, ори­ен­ти­ро­вать­ся на новое».

Дирек­тор Науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и циф­ро­вой эко­но­ми­ки Digital IP Ека­те­ри­на Чуков­ская ─ о том, что тра­ди­ци­он­ные жест­кие тре­бо­ва­ния к рабо­чим навы­кам и про­фес­си­о­наль­ным зна­ни­ям не сто­ит спи­сы­вать со сче­тов: «Я скеп­ти­че­ски отно­шусь к уни­вер­са­лам. «Сты­ки» раз­лич­ных сфер дея­тель­но­сти инте­рес­ны, когда они порож­да­ют неожи­дан­ный и ком­мер­че­ски успеш­ный про­дукт, но это под­хо­дит не для всех слу­ча­ев. К при­ме­ру, я не хочу, что­бы у меня был кре­а­тив­ный уни­вер­саль­ный врач, я хочу, что­бы он хоро­шо знал имен­но свою про­фес­сию. Важ­но пом­нить, что базо­вые навы­ки и зна­ния, кото­рые были нара­бо­та­ны века­ми, тоже име­ют боль­шую цен­ность. Обра­зо­ва­ние долж­но стро­ить­ся на каком-то опре­де­лен­ном стержне, а вот зада­ча роди­те­ля или учи­те­ля – сори­ен­ти­ро­вать ребен­ка так, что­бы он выбрал про­фес­сию по душе».

Совет­ник пред­се­да­те­ля прав­ле­ния Фон­да «Скол­ко­во» по вопро­сам интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти, член Коми­те­та РСПП по интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и кре­а­тив­ным инду­стри­ям Мак­сим Прокш ─ о том, что допол­ни­тель­ные обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, само­об­ра­зо­ва­ние и онлайн-кур­сы не заме­нят тра­ди­ци­он­ную выс­шую шко­лу: «Новые зна­ния, кото­рые мож­но полу­чить на кур­сах повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и спе­ци­аль­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грам­мах, долж­ны к чему-то при­рас­тать. Нужен фун­да­мент – будь он айтиш­ный или гума­ни­тар­ный. Нуж­но пони­мать, что уже сде­ла­но до тебя, что­бы не стать неволь­ным пла­ги­а­то­ром или изоб­ре­тать велосипед».

Интеллектуальная собственность – каркас экономики знаний и инструмент монетизации продукта креативных индустрий

Пре­зи­дент Феде­ра­ции интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти Сер­гей Мат­ве­ев – о при­ро­де интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти как нема­те­ри­аль­но­го акти­ва: «На пер­вом эта­пе выра­щи­ва­ния кофе при­ба­воч­ная сто­и­мость его крайне неве­ли­ка, а на финаль­ном, когда мы зака­зы­ва­ем чаш­ку кофе в кофейне, она в разы боль­ше, и дости­га­ет­ся это не бла­го­да­ря «руч­но­му тру­ду», а за счет уни­каль­ных рецеп­тов при­го­тов­ле­ния напит­ка и высо­кой репу­та­ции брен­да. Но имен­но послед­нее – про­дукт ума и талан­та – лег­че все­го ско­пи­ро­вать кон­ку­рен­там, а это созда­ет угро­зу поте­ри кон­ку­рент­ных пре­иму­ществ и, как след­ствие, деваль­ва­ции инве­сти­ций в твор­че­скую состав­ля­ю­щую про­дук­та. Защи­щен­ность интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти – хотя и недо­ста­точ­ное, но точ­но необ­хо­ди­мое усло­вие для раз­ви­тия кре­а­тив­но­го предпринимательства».

Гене­раль­ный дирек­тор Рос­сий­ско­го автор­ско­го обще­ства, пред­се­да­тель сове­та дирек­то­ров кра­уд­лен­дин­го­вой плат­фор­мы Co-Fi Алек­сандр Сухо­тин ─ о том, как тех­но­ло­гии пере­во­ра­чи­ва­ют при­выч­ные пред­став­ле­ния о моне­ти­за­ции твор­че­ства: «В кре­а­тив­ных инду­стри­ях есть сфе­ры, кото­рые еще дол­го будут оста­вать­ся вен­чу­ра­ми и нуж­дать­ся в под­держ­ке госу­дар­ства или меце­на­тов. А есть сфе­ры, где капи­та­ли­за­ция, объ­ем обо­ро­та, объ­ем соб­ствен­но­сти настоль­ко вели­ки, что они вполне инте­рес­ны с точ­ки зре­ния инве­сти­ро­ва­ния. Напри­мер, сфе­ра аудио­кон­тен­та. Если рань­ше себе­сто­и­мость кон­тен­та была высо­ка и люди дей­стви­тель­но рис­ко­ва­ли, вкла­ды­ва­ясь в сту­дию, музы­кан­тов, тираж носи­те­лей, рекла­му и так далее, то сего­дня бла­го­да­ря циф­ро­вым пло­щад­кам эти рас­хо­ды, кро­ме затрат на мар­ке­тинг, кар­ди­наль­но сократились».

Дирек­тор Ассо­ци­а­ции спе­ци­а­ли­стов пред­мет­но­го дизай­на (АСПD) Ана­ста­сия Кры­ло­ва ─ о циф­ро­вых инстру­мен­тах управ­ле­ния интел­лек­ту­аль­ны­ми пра­ва­ми как рыноч­ной инфра­струк­ту­ре дове­рия: «Дизай­не­ры боят­ся пока­зы­вать свои нара­бот­ки на выстав­ках, отправ­лять рисун­ки на кон­кур­сы, делить­ся с кол­ле­га­ми. Пото­му что парт­нер, заказ­чик или контр­агент может лег­ко вос­поль­зо­вать­ся чужи­ми иде­я­ми, оста­вив дизай­не­ра без гоно­ра­ра и роя­л­ти. Пло­щад­кой дове­рия могут стать удоб­ные циф­ро­вые сер­ви­сы эко­си­сте­мы IPChain. Блок­чейн фик­си­ру­ет все опе­ра­ции с пра­ва­ми и тран­зак­ции с объ­ек­та­ми. Мож­но пол­но­стью про­сле­дить цепоч­ку ком­му­ни­ка­ций с заказ­чи­ком – от ТЗ и пер­вых скет­чей до конеч­но­го продукта».

Пред­се­да­тель прав­ле­ния Обще­рос­сий­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Рос­сий­ское автор­ское обще­ство» (РАО) Мак­сим Дмит­ри­ев ─ о том, что музы­каль­ная инду­стрия почти побе­ди­ла пират­ство бла­го­да­ря удоб­ным и деше­вым сер­ви­сам: «Рост дохо­дов музы­каль­но­го биз­не­са здесь свя­зан в первую оче­редь с появ­ле­ни­ем удоб­ных циф­ро­вых сер­ви­сов, предо­став­ля­ю­щих поль­зо­ва­те­лям каче­ствен­ный кон­тент. Сей­час пират­ские музы­каль­ные ресур­сы мож­но пере­счи­тать по паль­цам. Это свя­за­но и с деше­виз­ной сер­ви­сов, и с тем, что музы­ку боль­ше не копи­ру­ют себе на ком­пью­тер, а слу­ша­ют по под­пис­ке. При­чем кон­тент почти вез­де один и тот же, плат­фор­мы кон­ку­ри­ру­ют за счет допол­ни­тель­ных услуг».

Гене­раль­ный дирек­тор FONMIX, управ­ля­ю­щая IT-порт­фе­лем Ассо­ци­а­ции IPChain Вале­рия Брус­ни­ки­на ─ о новом сер­ви­се эко­си­сте­мы IPChain, бир­же интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти IPEX, и о том, что управ­ле­ние интел­лек­ту­аль­ны­ми пра­ва­ми – это не толь­ко пас­сив­ное ожи­да­ние роя­л­ти: «Сер­ви­сы вро­де iTunes не поз­во­ля­ют пол­но­цен­но управ­лять пра­ва­ми на кон­тент. Пра­во­об­ла­да­тель про­сто загру­жа­ет объ­ект и ждет роя­л­ти. Он не может управ­лять потреб­ле­ни­ем кон­тен­та, вли­ять на то, какая вит­ри­на его раз­ме­стит, сколь­ко раз его про­слу­ша­ют. Очень важ­но созда­вать инстру­мен­ты, кото­рые поз­во­ля­ли бы авто­рам самим управ­лять сво­им контентом».

Гене­раль­ный дирек­тор Сою­за ком­по­зи­то­ров Рос­сии Кари­на Абра­мян ─ о том, что твор­че­ство не обре­та­ет эко­но­ми­че­скую цен­ность само по себе: «Надеж­да фон Мекк года­ми под­дер­жи­ва­ла Чай­ков­ско­го. Бла­го­да­ря ее финан­со­вой помо­щи ком­по­зи­тор смог поки­нуть место про­фес­со­ра в кон­сер­ва­то­рии и пол­но­стью посвя­тить себя сочи­не­нию про­из­ве­де­ний. Необ­хо­ди­мо, что­бы госу­дар­ство посто­ян­но под­дер­жи­ва­ло куль­ту­ру, а кре­а­тив­ным инду­стри­ям созда­ва­ло нор­маль­ные усло­вия для ком­мер­ци­а­ли­за­ции резуль­та­тов творчества».

Фото – Ассо­ци­а­ция IPChain

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.