На войне в Москве

869

К 75-летию Побе­ды в Госу­дар­ствен­ном музее А.С. Пуш­ки­на пред­став­ле­на выстав­ка работ Татья­ны Маври­ной «Москва воен­ная в рабо­тах Т.А. Маври­ной».

«И даже в воен­ное вре­мя Татья­на Маври­на оста­лась ска­зоч­ни­цей», — пер­вая мысль, при­шед­шая мне в голо­ву при виде её работ поры воен­ной Моск­вы. Доку­мен­таль­ную хро­ни­ку и фото­гра­фии сто­ли­цы 40‑х годов про­шло­го века мне видеть на раз­лич­ных выстав­ках дово­ди­лось не раз. Здесь же – Москва ста­рин­ная, купе­че­ская, наряд­ная – город Соро­ка сороков. 

Татья­на Маври­на не толь­ко люби­ла рус­скую куль­ту­ру, она её запе­чат­ле­ла – сохра­ни­ла в рабо­тах, боясь, что раз­ру­ше­ния и бом­бёж­ки Моск­вы уни­что­жат архи­тек­ту­ру хра­мов и церк­вей сто­ли­цы. А их надо было сохра­нить не толь­ко в сво­ей памя­ти худож­ни­ка, но и пере­дать потом­кам. В воен­ное вре­мя делать зари­сов­ки было не так про­сто, но Татья­на Маври­на не уста­ва­ла в те холод­ные, суро­вые, голод­ные годы ходить по Москве и рисо­вать, рисо­вать, рисо­вать. Если и исчез­нут с улиц Моск­вы под бом­ба­ми, так на бума­ге оста­нут­ся. Остались.

Остан­ки­но, Коло­мен­ское, Фили, Замоск­во­ре­чье, собор Васи­лия Бла­жен­но­го, хра­мы Замоск­во­ре­чья, Боль­шой Полян­ки, Хамов­ни­ков, буль­ва­ры сто­ли­цы – в них живёт душа художницы. 

В то гроз­ное вре­мя (тому – сви­де­тель­ства днев­ни­ко­вых запи­сей Татья­ны Маври­ной, пред­став­лен­ных на выстав­ке) людей спа­са­ла кра­со­та горо­да, в кото­ром они жили. 

Выстав­ка рабо­та­ет до 26 июля 2020 года

Мари­на АБРАМОВА

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.