Новый проект «Всероссийская школьная летопись», или что нужно современным подросткам

660

Совре­мен­ные роди­те­ли и учи­те­ля стал­ки­ва­ют­ся с тем, о чем не зна­ет ни один пси­хо­лог или педа­гог про­шлых лет: «Как ото­рвать ребен­ка от гад­же­та? Как пре­одо­леть раз­об­щен­ность детей, кото­рые в любую сво­бод­ную мину­ту пря­чут гла­за в сво­ем теле­фоне?» – этот вопрос, не раз зада­вал себе каж­дый, кто зани­ма­ет­ся вос­пи­та­ни­ем и обу­че­ни­ем совре­мен­ных детей. 

А вы зна­е­те, зачем Ваш ребе­нок выхо­дит в Интер­нет? Так вот, по дан­ным Рос­ста­та на 2016 год:

46,6 % чита­ют ново­сти, ста­тьи и дру­гие инфор­ма­ци­он­ные ресурсы.

73,1% ска­чи­ва­ют музы­ку, филь­мы и игры.

Все­го на 10% усту­па­ет дистан­ци­он­ное обра­зо­ва­ние и поль­зо­ва­ние элек­трон­ны­ми биб­лио­те­ка­ми – 63,8%

90,2% детей выхо­дят в Интер­нет для лич­но­го общения. 

И зна­е­те, о чем гово­рит эта ста­ти­сти­ка? – О том, что при всех внеш­них раз­ли­чи­ях поко­ле­ние Z не так силь­но отли­ча­ет­ся от сво­их пред­ше­ствен­ни­ках в основ­ных сво­их потреб­но­стях: они так же как и их мамы и папы в этом воз­расте ищут общения. 

В 2017 году в 2000 рос­сий­ских школ был запу­щен пилот­ный про­ект, кото­рый ста­вит сво­ей основ­ной зада­чей объ­еди­не­ние клас­сов общим делом. Его осно­ва­те­ли Сер­гей Мака­рен­ков – заслу­жен­ный работ­ник куль­ту­ры, педа­гог и про­фес­си­о­наль­ный изда­тель, и Мари­на Смир­но­ва – пре­зи­дент само­го круп­но­го в Рос­сии лите­ра­тур­но­го кон­кур­са для моло­де­жи «Живая классика». 

Объ­еди­нять под­рост­ков реши­ли ни мно­го ни мало – изда­ни­ем соб­ствен­ной книги. 

- Идея в том, что­бы сде­лать класс неболь­шим изда­тель­ством, — ком­мен­ти­ру­ет идею про­ек­та Сер­гей Мака­рен­ков, — в кото­ром, как и в боль­шом про­фес­си­о­наль­ном кол­лек­ти­ве, у каж­до­го есть свои зада­чи, воз­мож­но­сти и талан­ты. Воз­мож­но, кто-то сра­зу ста­нет авто­ром – напи­шет об успе­хах или про­бле­мах шко­лы, горо­да или края. В каж­дом клас­се най­дет­ся успеш­ный иллю­стра­тор и, воз­мож­но, не один. Кто-то про­явит себя как отлич­ный орга­ни­за­тор или гене­ра­тор идей. И мы были удив­ле­ны реак­ции на этот про­ект. При том что осо­бен­ной рекла­мы у нас не было – более 2000 реги­стра­ций на сего­дняш­ний день это, кон­че­но, отлич­ный старт. 

- Все­рос­сий­ская школь­ная лето­пись — это воз­мож­ность сохра­нить свое миро­вос­при­я­тие в раз­ном воз­расте, — добав­ля­ет Мари­на Смир­но­ва. — Мы ведь не пом­ним, каки­ми мы были в пер­вом, пятом клас­се, все забы­ва­ет­ся, а потом воз­ни­ка­ет непо­ни­ма­ние с соб­ствен­ны­ми детьми. Школь­ная лето­пись — это и воз­мож­ность оста­но­вить­ся, заду­мать­ся, научить­ся рефлексировать. 

Уча­стие в про­цес­се напи­са­ния кни­ги фор­ми­ру­ет небез­раз­лич­ное отно­ше­ние к печат­но­му сло­ву, лите­ра­ту­ре, чте­нию. Неуже­ли кто-то после того, как дер­жал в руках кни­гу, достав­шу­ю­ся ему с огром­ным тру­дом, когда-нибудь будет спо­со­бен отне­сти дру­гие кни­ги в маку­ла­ту­ру? Неуже­ли ребе­нок, зная, что через 50 лет его сын или внук смо­жет взять в биб­лио­те­ке кни­гу с его школь­ны­ми тек­ста­ми, будет писать кое-как? Мне кажет­ся, этот про­ект очень важен для все­сто­рон­не­го раз­ви­тия ребен­ка, в том чис­ле духовно-нравственного. 

Всем кни­гам при­сва­и­ва­ет­ся меж­ду­на­род­ный стан­дарт­ный книж­ный номер (ISBN). Их элек­трон­ные вер­сии хра­нят­ся в Рос­сий­ской госу­дар­ствен­ной дет­ской биб­лио­те­ке и Рос­сий­ской книж­ной пала­те. То есть кни­га ста­но­вит­ся частью куль­тур­но­го досто­я­ния страны.

Про­ект осу­ществ­ля­ет­ся не толь­ко воз­мож­но­стью изда­ния соб­ствен­ной кни­ги, один экзем­пляр кото­рой печа­та­ет­ся для клас­са совер­шен­но бес­плат­но и посту­па­ет в школь­ную биб­лио­те­ку, а дру­гой – отправ­ля­ет­ся в РДГБ. Более того этот про­ект — воз­мож­ность повы­сить свою ква­ли­фи­ка­цию для учи­те­лей. Педа­го­ги и пси­хо­ло­ги ВШЛ под­го­то­ви­ли мето­ди­че­ские раз­ра­бот­ки, кото­рые не толь­ко помо­га­ют сде­лать эту кни­гу, выстро­ить отно­ше­ния в кол­лек­ти­ве, но и поз­во­ля­ют улуч­шить каче­ство даль­ней­шей рабо­ты преподавателя. 

«Сего­дня в шко­лах сов­мест­ная дея­тель­ность детей, в кото­рых они явля­ют­ся кол­лек­тив­ны­ми соав­то­ра­ми сов­мест­ных дей­ствий – это дефи­цит! В про­ек­те «Все­рос­сий­ская школь­ная лето­пись» реа­ли­зу­ет­ся меч­та о клас­се, как про­стран­стве сов­мест­ных дел, где сами уче­ни­ки явля­ют­ся их авто­ра­ми при под­держ­ке учи­те­лей», — гово­рит о про­ек­те рос­сий­ский пси­хо­лог и учё­ный Алек­сандр Асмолов. 

По сути, это такой попу­ляр­ный в совре­мен­ных круп­ных ком­па­ни­ях team building, то есть постро­е­ние коман­ды, – на эту ста­тью рас­хо­дов в каж­дой ком­па­нии зало­жен доста­точ­но при­лич­ный бюд­жет. Пото­му что от постро­е­ния отно­ше­ний внут­ри кол­лек­ти­ва напря­мую зави­сит успех ком­па­нии на рын­ке. Это обще­из­вест­ный факт. Одна­ко мало кто зна­ет, что осно­вы систе­мы Team buildingа абсо­лют­но те же, что и у А. С. Макаренко. 

Его имя ред­ко всплы­ва­ет в совре­мен­ной жиз­ни, но это чело­век, постро­ив­ший дей­стви­тель­но уни­каль­ную систе­му. Хочет­ся верить, что ско­ро мно­гие из участ­ни­ков про­ек­та напи­шут если не педа­го­ги­че­скую поэ­му, то самую насто­я­щую школь­ную лето­пись, кото­рая так же изме­нит судь­бы ее участников. 

* * *

Подать заяв­ку на созда­ние кни­ги неслож­но. Сде­лать это мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те «Все­рос­сий­ской школь­ной лето­пи­си». Каж­до­му заре­ги­стри­ро­ван­но­му педа­го­гу дает­ся доступ к лич­но­му каби­не­ту. В нем мож­но соста­вить план рабо­ты над руко­пи­сью, вести пере­пис­ку с лич­ным кон­суль­тан­том и пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать про­цесс созда­ния книги.

При­ни­мать уча­стие удоб­но: к каж­до­му из четы­рёх шагов напи­са­на подроб­ная пояс­ни­тель­ная запис­ка. За каж­дым про­ек­том закреп­ля­ет­ся кура­тор. Он посо­ве­ту­ет, как рас­пре­де­лить рабо­ту меж­ду уче­ни­ка­ми, помо­жет поста­вить реа­ли­стич­ные сро­ки и рас­ска­жет, как сде­лать облож­ку. На вопро­сы в режи­ме онлайн отве­ча­ет мене­джер. Здесь же, на сай­те, гото­вый вари­ант отправ­ля­ет­ся на вёрстку.

Сове­ту­ем перей­ти на сайт ВШЛ по ранее пред­ло­жен­ной ссыл­ке и самим изу­чить про­ект. Мож­но най­ти отзы­вы учи­те­лей и почи­тать уже издан­ные кни­ги участ­ни­ков. Наде­ем­ся, что этот обзор и «Все­рос­сий­ская школь­ная лето­пись» будут вам полез­ны. Напи­ши­те новую исто­рию вме­сте с нами!

О. НАСКИДАЕВА

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.