Новый проект «Всероссийская школьная летопись», или что нужно современным подросткам

243

Современные родители и учителя сталкиваются с тем, о чем не знает ни один психолог или педагог прошлых лет: «Как оторвать ребенка от гаджета? Как преодолеть разобщенность детей, которые в любую свободную минуту прячут глаза в своем телефоне?» – этот вопрос, не раз задавал себе каждый, кто занимается воспитанием и обучением современных детей.

А вы знаете, зачем Ваш ребенок выходит в Интернет? Так вот, по данным Росстата на 2016 год:

46,6 % читают новости, статьи и другие информационные ресурсы.

73,1% скачивают музыку, фильмы и игры.

Всего на 10% уступает дистанционное образование и пользование электронными библиотеками – 63,8%

90,2% детей выходят в Интернет для личного общения.

И знаете, о чем говорит эта статистика? – О том, что при всех внешних различиях поколение Z не так сильно отличается от своих предшественниках в основных своих потребностях: они так же как и их мамы и папы в этом возрасте ищут общения.

В 2017 году в 2000 российских школ был запущен пилотный проект, который ставит своей основной задачей объединение классов общим делом. Его основатели Сергей Макаренков – заслуженный работник культуры, педагог и профессиональный издатель, и Марина Смирнова – президент самого крупного в России литературного конкурса для молодежи «Живая классика».

Объединять подростков решили ни много ни мало – изданием собственной книги.

– Идея в том, чтобы сделать класс небольшим издательством, – комментирует идею проекта Сергей Макаренков, – в котором, как и в большом профессиональном коллективе, у каждого есть свои задачи, возможности и таланты. Возможно, кто-то сразу станет автором – напишет об успехах или проблемах школы, города или края. В каждом классе найдется успешный иллюстратор и, возможно, не один. Кто-то проявит себя как отличный организатор или генератор идей. И мы были удивлены реакции на этот проект. При том что особенной рекламы у нас не было – более 2000 регистраций на сегодняшний день это, кончено, отличный старт.

– Всероссийская школьная летопись – это возможность сохранить свое мировосприятие в разном возрасте, – добавляет Марина Смирнова. – Мы ведь не помним, какими мы были в первом, пятом классе, все забывается, а потом возникает непонимание с собственными детьми. Школьная летопись – это и возможность остановиться, задуматься, научиться рефлексировать.

Участие в процессе написания книги формирует небезразличное отношение к печатному слову, литературе, чтению. Неужели кто-то после того, как держал в руках книгу, доставшуюся ему с огромным трудом, когда-нибудь будет способен отнести другие книги в макулатуру? Неужели ребенок, зная, что через 50 лет его сын или внук сможет взять в библиотеке книгу с его школьными текстами, будет писать кое-как? Мне кажется, этот проект очень важен для всестороннего развития ребенка, в том числе духовно-нравственного.

Всем книгам присваивается международный стандартный книжный номер (ISBN). Их электронные версии хранятся в Российской государственной детской библиотеке и Российской книжной палате. То есть книга становится частью культурного достояния страны.

Проект осуществляется не только возможностью издания собственной книги, один экземпляр которой печатается для класса совершенно бесплатно и поступает в школьную библиотеку, а другой – отправляется в РДГБ. Более того этот проект – возможность повысить свою квалификацию для учителей. Педагоги и психологи ВШЛ подготовили методические разработки, которые не только помогают сделать эту книгу, выстроить отношения в коллективе, но и позволяют улучшить качество дальнейшей работы преподавателя.

«Сегодня в школах совместная деятельность детей, в которых они являются коллективными соавторами совместных действий – это дефицит! В проекте «Всероссийская школьная летопись» реализуется мечта о классе, как пространстве совместных дел, где сами ученики являются их авторами при поддержке учителей», — говорит о проекте российский психолог и учёный Александр Асмолов.

По сути, это такой популярный в современных крупных компаниях team building, то есть построение команды, – на эту статью расходов в каждой компании заложен достаточно приличный бюджет. Потому что от построения отношений внутри коллектива напрямую зависит успех компании на рынке. Это общеизвестный факт. Однако мало кто знает, что основы системы Team buildingа абсолютно те же, что и у А. С. Макаренко.

Его имя редко всплывает в современной жизни, но это человек, построивший действительно уникальную систему. Хочется верить, что скоро многие из участников проекта напишут если не педагогическую поэму, то самую настоящую школьную летопись, которая так же изменит судьбы ее участников.

* * *

Подать заявку на создание книги несложно. Сделать это можно на официальном сайте «Всероссийской школьной летописи». Каждому зарегистрированному педагогу дается доступ к личному кабинету. В нем можно составить план работы над рукописью, вести переписку с личным консультантом и полностью контролировать процесс создания книги.

Принимать участие удобно: к каждому из четырёх шагов написана подробная пояснительная записка. За каждым проектом закрепляется куратор. Он посоветует, как распределить работу между учениками, поможет поставить реалистичные сроки и расскажет, как сделать обложку. На вопросы в режиме онлайн отвечает менеджер. Здесь же, на сайте, готовый вариант отправляется на вёрстку.

Советуем перейти на сайт ВШЛ по ранее предложенной ссылке и самим изучить проект. Можно найти отзывы учителей и почитать уже изданные книги участников. Надеемся, что этот обзор и «Всероссийская школьная летопись» будут вам полезны. Напишите новую историю вместе с нами!

О. НАСКИДАЕВА