«Образование и самообразование в молодёжной среде»: самые эффективные методики библиотек

300

28 октября 2020 года в режиме онлайн состоялся VI Международный конгресс «Современная молодёжь в современной библиотеке». Одно из самых масштабных событий библиотечного сообщества организовала Российская государственная библиотека для молодёжи при поддержке Министерства культуры РФ и Секции по библиотечному обслуживанию молодёжи Российской библиотечной ассоциации.

Участниками Конгресса этого года стали свыше 1100 человек, в том числе специалисты библиотек из 78 регионов России, а также ЛНР, ДНР, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Сербии и США. Главной темой для обсуждения стал тезис: «Образование и самообразование в молодёжной среде».

«Библиотеки давно и уверенно позиционируют себя как пространства развития новых компетенций, получения новых знаний и навыков, как пространства, объединяющие людей. Тема Конгресса очень актуальна, она чётко вписывается в структуру задач Национального проекта «Культура». Мы видим, что качественное образование становится важнейшим социальным лифтом для молодёжи и кто как не библиотека может и должна помочь ей в освоении знаний», – отметила Лидия Федякина, заместитель начальника Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации.

«Современная общедоступная библиотека – это синтез функционала разных областей. Её особенность – это концентрированное систематизированное знание, отраженное в фонде и ресурсах. Библиотека – навигатор в море этого знания, помогающий людям разных слоев населения в поиске нужной информации, а также это пространство общения в связи и на основе этого знания», – подчеркнула Ирина Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации. – «Библиотека понадобилась молодежи и как источник ресурсов, печатных и электронных, и как пространство для углубленной работы. Теперь библиотека стала восприниматься и как площадка для формирования надпрофессиональных навыков, soft skiils».

В рамках форума выступили 25 спикеров – представителей бизнеса и науки из таких сфер, как психология, социология и образование. Обсуждались наиболее острые вопросы, касающиеся профессионального роста, трудоустройства молодёжи. Приводились факты в пользу значимости образования в системе ценностей молодого поколения, а также важности самообразования и неформального образования.

«Сегодня необходимо развивать следующие направления в образовании – это помощь в поиске и оценке информации, организация встреч с профессионалами и работодателями, преподавателями вузов по разным специальностям, и помощь молодежи в обретении веры в свои силы и в оценке своих способностей», – поделилась Екатерина Павленко, аналитик Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ.

«Из-за пандемии пострадали многие отрасли, в которых молодые люди обычно начинают свою профессиональную деятельность. Особенно заметный спрос на работу возник в наиболее пострадавших от пандемии городах – Москва и Санкт-Петербург, где всегда было больше вакансий для молодёжи. Стажировки необходимы молодому поколению на карьерном пути, они помогают в освоении новых знаний и навыков, адаптации в профессии. Библиотеки как места повышения грамотности, организации встреч, проведения мероприятий, связанных с карьерой, крайне нужны», – сказала Ирина Святицкая, руководитель молодёжного направления HeadHunter, медиаменеджер, эксперт молодёжного рынка труда, карьерный консультант.

«Во время пандемии 2020 года библиотеки активно осваивали онлайн-форматы: запускали веб-сериалы, обучающие навыкам создания медиа, общались с молодежью в соцсетях. В помощь преодоления цифрового неравенства предоставляли устройства и мобильные точки доступа, увеличивали мощность Wi-fi, чтобы он мог распространяться за пределы библиотеки, организовывали букмобили с Wi-fi. Мы рассматриваем библиотеку как узловой пункт на пути подростков к обучению на протяжении всей жизни, и знакомим их с другими возможностями обучения, которые приведут к развитию навыков, а также к поступлению в колледж и становлении в карьере», – рассказала Марианна Мартенс, ассистент-профессор Школы библиотечных и информационных наук Кентского университета, секретарь постоянного комитета Секции библиотек для детей и молодёжи ИФЛА, США.

В рамках деловой программы Конгресса состоялись экспертная сессия «Роль образования и самообразования в выстраивании карьерных стратегий молодежи», панельная дискуссия «Погружение в знание, или Как сделать библиотеку эффективной площадкой для образования и самообразования молодёжи», а также прошёл круглый стол «Образовательные практики в библиотеке».

Участники VI Международного библиотечного конгресса подробно рассказали о своих инициативах, поделились опытом реализации проектов, обсудили методики библиотечной работы, наиболее актуальные в ближайшие годы. Следующий форум «Современная молодёжь в современной библиотеке» запланирован на 2022 год.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.