Оркестр «Русские узоры» Московской областной филармонии отмечает 50-летие

399

В кон­церт­ном сезоне 2020/2021 Госу­дар­ствен­ный ака­де­ми­че­ский оркестр соли­стов «Рус­ские узо­ры» Мос­ков­ской област­ной филар­мо­нии отме­ча­ет 50-летие! Народ­ный по соста­ву, но мно­го­гран­ный по сути: сего­дня кол­лек­тив испол­ня­ет музы­ку самых раз­ных сти­лей и жан­ров. Кро­ме того, «Рус­ские узо­ры» участ­ву­ют в музы­каль­ных спек­так­лях, высту­па­ют на меж­ду­на­род­ных и все­рос­сий­ских фести­ва­лях, гастро­ли­ру­ют по горо­дам Рос­сии и за рубе­жом. Хор жале­ек, игра на пиле, флан­ки­ров­ка шаш­ка­ми — это лишь неко­то­рые «спе­ц­эф­фек­ты» оркест­ра. Худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель и дири­жер — Илья Рейбарх.

«Рус­ские узо­ры» — кол­лек­тив уни­каль­ный. Не слу­чай­но он назван «оркест­ром соли­стов». Дей­стви­тель­но, каж­дый артист в том или ином про­из­ве­де­нии испол­ня­ет соль­ную пар­тию. Тра­ди­ци­он­ный народ­ный состав допол­нен экс­клю­зив­ны­ми ста­рин­ны­ми инстру­мен­та­ми: в оркест­ре есть рубель, бере­ста, тре­щот­ки, флек­са­тон, цуг-флей­та, фру­ста (или хло­пуш­ка), жалей­ки, сви­ре­ли, набор руч­ных куги­кл и мно­гое дру­гое. В оркест­ре хра­нит­ся релик­вия — бала­лай­ка-кон­тра­бас рабо­ты извест­но­го масте­ра С.И. Сот­ско­го (1894–1950). Артист оркест­ра Миха­ил Кли­мен­ко вла­де­ет ред­чай­шим искус­ством — флан­ки­ров­кой шаш­ка­ми. Кро­ме того, оркестр поет! Арти­сты име­ют еще и про­фес­си­о­наль­ную хоро­вую подготовку.

Такой само­быт­ный кол­лек­тив был создан потря­са­ю­щим музы­кан­том, народ­ным арти­стом РСФСР Вла­ди­ми­ром Алек­сан­дро­ви­чем Зозу­лей (1934–2018). В 1959 году он собрал сту­ден­че­ский оркестр народ­ных инстру­мен­тов из уча­щих­ся Мос­ков­ско­го област­но­го куль­тур­но-про­све­ти­тель­ско­го учи­ли­ща. Впо­след­ствии этот оркестр полу­чил назва­ние «Рус­ские узо­ры» и вошел в состав Мос­ков­ской област­ной филар­мо­нии в 1970 году. Кол­лек­тив стал пер­вым про­фес­си­о­наль­ным оркест­ром рус­ских народ­ных инстру­мен­тов в Мос­ков­ской обла­сти. В.А. Зозу­ля: «Я пони­мал, что дол­жен сде­лать что-то инте­рес­ное и новое, что­бы кол­лек­тив мог рабо­тать и успеш­но высту­пать, а самое глав­ное — внес бы какую-то опре­де­лен­ную леп­ту в раз­ви­тие и ста­нов­ле­ние оркест­ра рус­ских народ­ных инструментов».
Об осно­ва­те­ле и о вре­ме­ни созда­ния кол­лек­ти­ва вспо­ми­на­ют арти­сты оркестра.

Вера Асташ­ки­на (кла­виш­ные гусли): 

«Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич Зозу­ля был уди­ви­тель­ным чело­ве­ком. Он очень любил народ­ное искус­ство и этой любо­вью сумел зажечь все свое окру­же­ние. Меня при­гла­си­ли в оркестр, когда мне было 16 лет. Я непло­хо игра­ла на фор­те­пи­а­но, а мне пред­ло­жи­ли гус­ли. Я не мог­ла в это пове­рить! Но у В.А. Зозу­ли было одно сло­во — “надо”, про­тив кото­ро­го никто не мог ниче­го ска­зать. И вот уже 50 лет я играю в оркест­ре на этом инстру­мен­те, за что я ему очень благодарна».

Ири­на Про­ни­на (дом­ра малая): 

«Я при­шла в оркестр в 1990 году, и Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич решил сра­зу отпра­вить меня на гастро­ли в ГДР. Он ска­зал, что я долж­на выучить пье­су на жалей­ке, а я не уме­ла играть на духо­вых. Отсту­пать было неку­да, при­шлось учить пье­су. У меня ста­ло полу­чать­ся, и мне пред­ло­жи­ли парал­лель­но осво­ить и сви­рель. Мы высту­па­ли почти две неде­ли, в день не по одно­му кон­цер­ту, на каж­дом из кото­рых я игра­ла соль­ную пьесу».

Ири­на Буя­но­ва (дом­ра малая):

«Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич хотел, что­бы наш оркестр отли­чал­ся от дру­гих народ­ных. Ана­то­лий Аста­хов, бала­ла­еч­ник оркест­ра, начал пер­вые экс­пе­ри­мен­ты с жалей­ка­ми. Сна­ча­ла были трост­ни­ко­вые жалей­ки. Тро­сти надо было посто­ян­но раз­ма­чи­вать, это было мучи­тель­но. Толь­ко спу­стя несколь­ко лет ста­ли делать пла­сти­ко­вые тро­сти и появи­лись раз­но­вид­но­сти жале­ек — раз­но­то­наль­ные. В.А. Зозу­ля был идей­ным вдох­но­ви­те­лем, он умел заря­жать и орга­ни­зо­вать людей. Моби­ли­зо­ван­ность кол­лек­ти­ва была на высо­чай­шем уровне».

Худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель и дири­жер оркест­ра «Рус­ские узо­ры» Илья Рейбарх: 

«Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич Зозу­ля — это, без пре­уве­ли­че­ния, чело­век-эпо­ха. Бла­го­да­ря его уси­ли­ям, музы­каль­но­му энту­зи­аз­му, настой­чи­во­сти и гиб­ко­сти был создан оркестр «Рус­ские узо­ры». Но это лишь малая часть того, что на самом деле было сде­ла­но. Сей­час, когда оркестр име­ет свой стиль, свои осо­бен­но­сти, свою сце­ни­че­скую куль­ту­ру, мож­но с уве­рен­но­стью гово­рить, что создан не про­сто оркестр, а ско­рее целый «куль­тур­ный кейс»: боль­шой, слож­ный и мно­го­гран­ный куль­тур­ный про­ект. Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич заду­мал и вопло­тил кол­лек­тив, в кото­ром одно­вре­мен­но и парал­лель­но раз­ви­ва­лось (и раз­ви­ва­ет­ся!) новое в ака­де­ми­че­ском испол­ни­тель­стве на народ­ных инстру­мен­тах, а так­же береж­но соби­ра­ют­ся и вопло­ща­ют­ся в кон­церт­ной прак­ти­ке ста­рин­ное, истин­но народ­ное, фольк­лор­ное, «глу­бин­ное» искус­ство. Музы­кан­ты оркест­ра, все без исклю­че­ния, явля­ют­ся муль­ти­ин­стру­мен­та­ли­ста­ми и вока­ли­ста­ми, вла­де­ют уни­каль­ны­ми для сего­дняш­ней сце­ны рус­ски­ми народ­ны­ми духо­вы­ми инстру­мен­та­ми. Так, с года­ми «Рус­ские узо­ры» ста­ли огром­ным раз­но­сто­рон­ним про­ек­том: оркестр испол­ня­ет совре­мен­ную, ака­де­ми­че­скую, фольк­лор­ную, джа­зо­вую музы­ку; оркестр поет, тан­цу­ет, с гор­до­стью и с удо­воль­стви­ем разыг­ры­ва­ет спек­так­ли на сцене. Все это пло­ды мно­го­лет­ней дея­тель­но­сти Вла­ди­ми­ра Алек­сан­дро­ви­ча Зозули».

Свы­ше 5000 выступ­ле­ний, награ­ды, гастро­ли — твор­че­ская жизнь «Рус­ских узо­ров» насы­ще­на собы­ти­я­ми. Анго­ла, Бол­га­рия, Вен­грия, Гер­ма­ния, Гре­ция, Испа­ния, Ита­лия, Марок­ко, Мон­го­лия, Поль­ша, Сло­ва­кия, Тур­ция, Чехия — оркестр высту­пал в этих и дру­гих стра­нах. В канун сереб­ря­но­го юби­лея кол­лек­ти­ва за боль­шие заслу­ги в раз­ви­тии народ­но­го искус­ства ему при­сво­е­но высо­кое зва­ние «Ака­де­ми­че­ский». Сре­ди наград про­слав­лен­но­го кол­лек­ти­ва и Боль­шая золо­тая медаль, кото­рую оркестр полу­чил в 1972 году на фести­ва­ле искусств в Хал­ле (ГДР). В 2006 году В.А. Зозу­ля и кол­лек­тив были вне­се­ны в энцик­ло­пе­дию «Луч­шие люди Рос­сии». Оркестр сотруд­ни­чал с извест­ны­ми соли­ста­ми, сре­ди них — опер­ные пев­цы Лео­нид Сме­тан­ни­ков, Пётр Глу­бо­кий, Мар­га­ри­та Миглау, Васи­лий Герел­ло, леген­дар­ные испол­ни­тель­ни­цы народ­ных песен Люд­ми­ла Зыки­на, Ека­те­ри­на Шаври­на, Люд­ми­ла Рюми­на, звез­да совет­ской эст­ра­ды Сер­гей Заха­ров и мно­гие другие.

В репер­ту­а­ре оркест­ра клас­си­че­ские сочи­не­ния (музы­ка И.С. Баха, И. Брам­са, И. Штра­у­са, П.И. Чай­ков­ско­го, С.В. Рах­ма­ни­но­ва, С.С. Про­ко­фье­ва, Г.В. Сви­ри­до­ва и дру­гих ком­по­зи­то­ров), ста­рин­ные рус­ские пес­ни и роман­сы, ори­ги­наль­ные про­из­ве­де­ния для народ­но­го оркест­ра, пес­ни воен­ных лет, этнод­жа­зо­вые ком­по­зи­ции, музы­ка из кино­филь­мов. Боль­шое вни­ма­ние кол­лек­тив уде­ля­ет дет­ской ауди­то­рии: гото­вит про­грам­мы для юных зри­те­лей, а так­же высту­па­ет с уча­щи­ми­ся дет­ских музы­каль­ных школ. Осо­бая стра­ни­ца — дет­ские музы­каль­ные спек­так­ли. За послед­ние годы арти­сты оркест­ра участ­во­ва­ли в несколь­ких поста­нов­ках Мос­ков­ской област­ной филар­мо­нии, сре­ди них — ска­зоч­ная исто­рия «Музы­каль­ный лес», музы­каль­ные спек­так­ли «Ваня и кро­ко­дил», «Девоч­ка и Зелё­ный мед­ведь», музы­каль­но-поэ­ти­че­ское при­клю­че­ние по сказ­ке А.С. Пуш­ки­на «Сказ­ка о попе и о работ­ни­ке его Балде».

Вла­ди­мир Зозу­ля создал кол­лек­тив, в кото­ром каж­дый музы­кант «и чтец, и певец, и на дуде игрец». Воз­рож­дая тра­ди­ции ско­мо­ро­хов, музы­кан­ты в кра­соч­ных народ­ных костю­мах игра­ют на ста­рин­ных инстру­мен­тах, поют, тан­цу­ют, пред­став­ляя зри­те­лям кар­ти­ны насто­я­ще­го рус­ско­го празд­ни­ка. Но это лишь одна грань твор­че­ства оркест­ра. Клас­си­ка на народ­ных инстру­мен­тах, микс этни­ки и джа­за, эст­рад­ная музы­ка — сего­дня оркест­ру «Рус­ские узо­ры», исто­рия кото­ро­го насчи­ты­ва­ет пол­ве­ка, под­власт­ны самые раз­ные музы­каль­ные направления!

Исто­рия оркест­ра и архив­ные мате­ри­а­лы — на сай­те Мос­ков­ской област­ной филар­мо­нии https://mosoblfil.ru/kollektivny/orkestr-russkie-uzory-otmechaet-50-letie.html .

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.