От Библии – к крестьянским свадьбам, от натюрморта – к пословице

1767

В музее «Новый Иерусалим» представлена живопись голландских и фламандских мастеров XVI-XVII веков из коллекции Валерии и Константина Мауергауз.

Питер Брейгель Младший. Добрый пастырь

Ян Брейгель Старший. Обезъяний пир (Шалости обезъян)

Питер Брейгель Младший. Бобовый король

Ян Брейгель Младший при участии мастерской. Корзина с цветами и букет в вазе

Балтасар ван дер Аст при участии Йоханнеса Баумана. Натюрморт с фруктами, раковинами и обезъянкой

Антверпен, Брюссель, Харлем, Утрехт – города, связанные с жизнью и творчеством знаменитых на весь мир голландцев. Их произведения, их причудливый, богатый на эмоции, многослойный образ жизни можно увидеть в выставочных залах.

Частная коллекция всегда подарок. Произведения, которые не увидишь в музейных собраниях мира, можно лицезреть в отдельных собраниях. Даже не лицезреть, а любоваться. Предрождественским даром стала настоящая выставка. 70 работ нидерландских мастеров представлены на экспозиции, большинство – впервые для российской публики.

Слава Питера Брейгеля Старшего гремела при жизни художника, продолжая вызывать огромный интерес у публики и в наше время. Но у отца были не менее талантливые сыновья и внук. Их произведения как раз и представлены российскому зрителю.

Ох, какой разнородный и многожанровый мир мы видим в залах музея. Крестьянские свадьбы и гуляния, библейские сюжеты, рядом – античность и сочные натюрморты, пейзажи и знаменитые «нидерландские пословицы» (данный цикл был как у Питера Брейгеля Старшего, так и у его сына – Питера Брейгеля Младшего, прозванного Адским за увлечение сюжетами Страшного суда и Преисподней).

Маленькие тондо Питера Брейгеля Младшего (1564-1638) – изображения, вписанные в круг – одна из жемчужин выставки. Вы только посмотрите на лицо той сварливой жены! Вот уж действительно – несчастье в доме. А каков нидерландский глупец, закапывающий колодец, в котором недавно утонул теленок. Как у нас скажут: «Спустя лето по малину не ходят».

Такие картины, как большие, так и миниатюрные хочется долго-долго рассматривать, ибо на них – интересно всё. Жесты и мимика, цвета и одежда людей, звери и птицы рядом. А вот гримасы обезьян картины Яна Брейгеля Старшего (1568-1625) – сына Питера Брейгеля Младшего. Обезьяна – крайне символичное животное в европейской культуре. В Средневековье обезьяна отождествлялась с самим Дьяволом, нередко её считали знаком невежества, хитрости, коварства, распутства. У Яна Брейгеля Старшего обезьяны смачно поедают фрукты. Сатира, гротеск, чудачество.

Надо сказать, что у фламандцев, художников Золотого века Нидерландов на картинах всё выпукло, ярко, вкусно. Если натюрморт, то хоть бери и ешь. Яркий пример – «Натюрморт с фруктами, раковинами и обезьяной» Балтасара ван дер Аста, или «Натюрморт с корзиной винограда, ежевикой на фарфоровом блюде и тюльпанами в стеклянной вазе» Исаака Соро.

Ходить и ходить нужно по выставке, рассматривая каждую мизансцену, вглядываясь в лица крестьянских мужиков из Нидерландов, любуясь «Аллегорией вкуса» Яна Брейгеля Младшего и его же разной утвари в «Венеры в кузнице Вулкана».

Выставка продлится до 11 апреля 2021 года.

Марина АБРАМОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.