РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир книгПавел Иванов, «Художники и художества торопецкого барокко»

Павел Иванов, «Художники и художества торопецкого барокко»

950 лет исполняется со дня первого упоминания о городе Торопец. История его весьма и весьма интересна. Город – один из старейших в Тверской области. Были времена, когда он был центр самостоятельного Торопецкого княжества, входил в Великое княжество литовское, был частью Новгородской и Псковской губерний.

Торопец – город торговцев. Их в избытке водилось в XVI-XVII веках, люди эти, надо сказать, были десятка далеко не робкого, скорее – лихого. Река Торопа – главная артерия, по которой шли ладьи, гружённые разным товаром. Одно время в Торопце процветало кожевенное производство, а в начале прошлого века город был центром торговли лесоматериалами.

Многочисленные войны не сломили купеческую ловкость. Торговые люди – предприимчивые, деньги на строительство храмов давали обильно. Именно в период расцвета купеческого дела были построены многочисленные храмы Торопца периода барокко – роскошные, хотя и православные, но во многом взявшие и элементы католической храмовой архитектуры.

Книга Павла Иванова написана увлекательно и живо. Для автора Торопец – город далеко не только богатый историей, но и в большем значении – людскими судьбами, биографиями многочисленных иконописцев, купцов, знатных фамилий.

«Пожар 1758 года не превращается в препятствие, а, наоборот, вызывает бурную, прямо-таки бешеную строительную активность.

Это каменное строительство уже новое, на новый лад, с новым плоским декором, тем самым, который будет назван в наши дни «торопецкое барокко». Каменщиков хватало. Работало одновременно несколько артелей, и, честно говоря, трудно выделять работы конкретных мастеров. Непонятно даже, чьи эти мастера – приглашенные осташковские или свои торопецкие, так похожи в эти годы новые церкви в соседних уездах. Скорее всего, город заказывал любых мастеров, которые могли строить по «присоединенным к планам рисункам». Это еще одна особенность: торопецкое барокко проектное. Некоторые храмы делались явно по одному и тому же чертежу, другие – по рисунку каких-то столичных построек, рисунку, конечно, не всегда точному. Некоторые строились потом по памяти, если заказ поступал строить по «образцу» того, что уже было построено недавно».

Многое не сохранилось в Торопце, но обширнейший архивный материал, документы, фотографии прекрасно рассказывают о старинном городе России.

Марина АБРАМОВА

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru