Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойОбразованиеПоколение, которому мало. Как образование меняется под напором EdTech и зумеров?

Поколение, которому мало. Как образование меняется под напором EdTech и зумеров?

Обучение – это не только про уроки, а технологии – это совсем не про компьютер в библиотеке. Перед нами поколение, которому мало бумажных книг, мало учителя у доски, мало предметных знаний и однозначно мало одной реальности. «Так что же вам нужно? И, главное, для чего?» – на эмоциональный вопрос миллионов учителей, родителей и создателей контента отвечают EdTech-эксперты и сами зумеры в финальный день ПМЭФ Юниор.

«Может ли TikTok заменить урок литературы, а Minecraft – урок ОБЖ?». Два года назад такой вопрос даже не попал бы в повестку, не говоря о дискуссии на самом крупном форуме страны. Но сейчас 2021 год и ПМЭФ носит название «Снова вместе. Экономика новой реальности». Логично, что такой экономике необходимо и новое образование.

Школа перестает быть вещью в себе, она вынуждена тянуться за развитием технологий, медиа и культурной полифонией. Плохо ли это? Точно не для молодого поколения, которому предстоит жить в мире неопределенности и постоянного обновления. А вот классическим игрокам сцена может казаться уже не такой понятной и удобной.

Обе стороны встретились на дискуссии «Весь мир в кармане: технологии, которые созданы для вас», организованной Группой компаний «Просвещение». По ее итогам мы сформулировали 8 вызовов для школы будущего: как их видят юные участники ПМЭФ, эксперты EdTech и создатели образовательного контента с 90-летней историей.

TikTok и YouTube окажутся рядом с учебниками

Школьники используют социальные сети и ролики для подготовки к урокам и экзаменам. Умные алгоритмы сами предлагают похожий контент, что позволяет самостоятельно формировать свою «ленту», исходя из предпочтений и учебных задач. Стоит ли отказываться от такого инструмента школа?

Одна из участниц сессии — Полина Трескина. отметила, что именно TikTok во многом помог подготовиться ей к ОГЭ и сдать экзамены на отлично. Другой школьник, Игорь Александров, согласился, что новые форматы позволяют поколениям Z и Альфа погружаться в предмет с большей мотивацией: «Видео популярны для молодежи не просто так, надеюсь, создатели образовательного контента это учтут. Посмотреть видео о том, почему бабочка летает, послушать комментарий ученого, — все это гораздо интереснее, чем прочесть четыре параграфа в учебнике».

Возможно появление единого канала коммуникации по вопросам образования

«Каналов коммуникации, где мы присутствуем одновременно, очень много. Какие-то мы используем для развлечения, какие-то для общения, что-то для учебы. Для молодого человека это удобно. Но не всегда это комфортно для учителя, с которым вы общаетесь там, где удобно вам, а не ему. Мы поговорили с педагогами: они используют от 3 до 15 каналов коммуникации ежедневно — это крайне сложно», — поделился Сергей Марданов, Директор по связям с университетами Mail.ru Group.

Решением эксперт видит создание единой платформы для общения учителей, родителей и самих школьников. Уже разработано приложение «Сферум», которое используется в 11 000 школ России. «На мой взгляд, надо все-таки иметь разделенные коммуникации: отделять общение по вопросам образования от личной сферы, где можно отдыхать и играть», — добавил спикер.

Цифра не разрывает связь с реальностью, а меняет ритуалы общения

Снижает ли навыки коммуникации общение в онлайн?

Мнения участников дискуссии разделились необычным образом. Юные эксперты ПМЭФ настаивали, что из-за перехода в дистант связь с реальностью теряется, а коммуникативные навыки ухудшаются.

«Поколение Альфа даже не здоровается друг с другом, когда заходит в класс. Более того, в социальных сетях намного легче вести коммуникацию. Можно создать образ, писать что угодно и не отвечать за это. В офлайн-формате так нельзя», — высказал свои опасения школьник Александр Семенков.

Сергей Марданов, Директор по связям с университетами Mail.ru не согласился с юным коллегой, заявив, что граница между онлайном и офлайном в современности не такая жесткая. «Мы готовимся к выходу в любую реальность, создаем себе образы везде: мы одеваемся, красимся, выбираем стиль общения. Ритуалы меняются. Раньше люди в знак приветствия терлись друг об друга носами или делали реверансы, сейчас этого нет. Так что отсутствие рукопожатий — это просто смена ритуалов», – прокомментировал он.

Будущее за гибридной формой образования

«Пандемия подстегнула использование технологий в образовании. Вся страна сидела на дистанционке, это был вызов всей системе, учителям, родителям и детям. Но эта история показала, что споры об онлайн-образовании и традиционной форме, заменах и перестановках, появившиеся еще до начала пандемии, не нужны. Наша задача сейчас — подобрать правильное сочетание компонентов», — уверен Павел Зенькович, вице-президент Группы компаний «Просвещение».

Как отметил эксперт, для обучения и получения знаний онлайн-технологии дают множество возможностей, которые несомненно повышают качество образования: равный доступ, погружение в предмет, индивидуальный подход и самостоятельный выбор лучшего контента.

Но происходящее в школе — это не только получение знаний. Это гибкие навыки, возможность применить их в социуме, социализация и общение. «Способа учиться применять знания и договариваться лучше, чем в школе и в офлайн-формате, человечество пока не придумало. Лидером в XXI веке станет страна, которая первой научится правильно сочетать формы обучения» — резюмировал спикер.

Необходим механизм верификации образовательного контента

Технологии, какими бы передовыми они ни были, — это форма и приложение к основной части — содержанию. По словам вице-президента Группы компаний «Просвещение» Павла Зеньковича, ранее монополию на этот контент имели учителя, которые с помощью учебников и собственного опыта несли слушателям знания. Сейчас у нас есть возможность получить контент из разных источников, но насколько он достоверен?

«Насколько потребляемый вами контент соответствует требованиям? Насколько он реально поможет сдать ЕГЭ и ОГЭ? Соответствует ли он требованиям вузов, в которые вы планируете поступать? У нас должен быть формат, позволяющий верифицировать контент, чтобы подписываясь на платформу, отдавая за использование деньги, вы не потеряли ресурс впустую. И это уже задача для офлайна. Прежде чем загрузить что-то в цифру, нужно это создать в реальности», — напомнил он участникам.

Тренд на геймификацию в образовании

Эксперт из Mail.ru Group уверен, что образование будет меняться в сторону геймификации, потому что именно на такой формат есть запрос у детей и родителей.

«Вы привыкли к TikTok, к развивающим играм, где можно прокачивать свои навыки. У нас всех появилась привычка тянуться к смартфону и использовать именно его как средство коммуникации с окружающим миром. Нам это удобнее, чем физическое общение», — обратился к слушателям Сергей Марданов.

Спикер предположил, что образование будет переходить именно в формат коммуникации через телефон. «Да, использование их в школе в таком количестве запрещено СанПиНом, значит, присутствие смартфонов будет усиливаться вне школы», – добавил представитель Mail.ru.

Школа нуждается в современных учителях, а учителя –
в престижной профессии

Являются ли учителя обязательным элементом образовательного процесса?

Мнения, несмотря на всю фундаментальность утверждения, разделились.

Юные участники ПМЭФ справедливо заметили, что применение новых технологий в образовании неизбежно, но для этого сами учителя должны разбираться в сути VR, AR, уметь их применять.

«Педагогу нужно быть с учениками на одной волне, чтобы не возникало разделяющей их пропасти. Учителя должны остаться, как и учебники, но все с приращением новых технологий» — отметил школьник Артем Самуйлов.

Генеральный директор онлайн-школы программирования для детей «Кодабра» Дарья Абрамова согласилась, что этот разрыв необходимо сокращать, но напомнила про одну из ключевых проблем — престиж профессии учителя.

«Я много общаюсь с учителями информатики в школе и понимаю, что этот предмет сложно изменить. Почему? Да потому что крутые айтишники не идут работать в школу, а идут в крупные корпорации», — прокомментировала эксперт. «Если VR и искусственный интеллект добавить в образование, это, с одной стороны, привлекло бы грамотных людей, а с другой — упростило работу учителей, потому что технологии будут закрывать большой спектр задач», – предположила модератор секции.

Школьник Игорь Александров дал свой ответ на вопрос о способах привлечения квалифицированных педагогов в школу: «Возможно, моя идея из разряда фантастики, понимаю, что повернуть образовательную машину — задача не из простых. Но сейчас в школу не всегда приходят учителя с высокой мотивацией. Я считаю, что подействовать можно через изменение программы подготовки педагогов: надо ввести дополнительные испытания для учителей, например, задачу создать интересный формат урока».

Другой участник ПМЭФ Юниор высказал противоположную идею. С точки зрения Александра Семенкова, с учителей можно в принципе снять часть задач. «Можно отобрать культовых специалистов из МГУ, ВШЭ или Оксфорда, чтобы они транслировали информацию с общей платформы. Учителя же будут в школе проверять навыки на практике. В этом случае не нужно будет каждый день приезжать на очные занятия. Об этом скажу отдельно — необходимо учитывать биологические особенности организма, не все эффективно могут заниматься с 9 до 14:00».

Павел Зенькович вступился за педагогов, напомнив автору еще первого кейса про TikTok и ОГЭ, что нельзя отдать всю благодарность за высокие отметки платформе с видео. «Я понимаю, новые технологии помогают систематизировать знания, особенно в стрессовых ситуациях. Но основа успеха — это ты сама и твои учителя. Как бы ни развивались технологии в будущем, мы и сами в „Просвещении“ активно внедряем VR и AR, но основа лежит в живом общении и людях», — отметил эксперт.

В школьном образовании должно быть больше практики

Участники сессии сошлись во мнении, что самая лучшая форма запоминания информации — это применение ее на практике. Осталось определиться, какой формат наиболее подходит всем участникам образовательного процесса.

Школьники выразили идею, что на помощь может прийти VR. Уже есть возможность создавать химические и физические лаборатории в виртуальном пространстве, проводить там опыты и пробовать свои силы в профессии. Участники ПМЭФ Юниор добавили, что понимают: внедрить в школу такие инновации быстро не получится, но на текущем этапе можно было бы проводить практические занятия чаще и учитывать индивидуальные особенности восприятия информации – предоставлять разные формы от учебников до видео и аудио.

«У нас в Артеке регулярно проводились выездные экскурсии, которые позволяли мне лучше понять естественные науки. Было бы очень здорово, если бы в школах ввели образовательные модули с выездом в заповедники, парки, ведь наглядность — один из элементов, который позволяет усваивать информацию проще», — добавила Полина Трескина.

Павел Зенькович рассказал участникам, что «Просвещение» уже работает над решением этой задачи. «Я понимаю, что важно пощупать, потрогать, осознать практическую сторону любого вопроса еще в школе. Для старшеклассников особенно важен выбор профессии. Мы сейчас активно сотрудничаем со школами, поставляем оборудование для предпрофильных классов, в их числе медицинское, инженерное, IT. К моменту перехода на новую ступень образования школьника необходимо максимально прокачать, помочь ему понять, чему он хочет посвятить будущее», – прокомментировал идею вице-президент Группы компаний «Просвещение».

Станул ли идеи, высказанные в рамках дискуссии на ПМЭФ Юниор, реальностью – пока не ясно. Но формат обсуждения EdTech с теми, кто не только будет пользоваться всеми возможностями «мира в кармане», но и стал причиной его появления, однозначно может зарекомендовать себя как эффективный.

«ПМЭФ Юниор» — мероприятие уникального формата, которое объединит школьников 14–17 лет, лидеров мирового бизнеса, государственных деятелей и представителей экспертных кругов для стимулирования межпоколенческого диалога. Организаторами и партнерами мероприятия стали Фонд Росконгресс, ГК «Просвещение», негосударственный институт развития «Иннопрактика» и Всероссийский конкурс «Большая перемена».

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru