Православное Искусство 2019. Итоги

1149

7 января все православные люди отмечают Рождество Христово. В сочельник (в ночь с 6 на 7 января), по федеральным телеканалам уже прошла трансляция рождественского богослужения, праздничная Литургия из храма Христа Спасителя. По традиции на Рождество принято встречать гостей и собирать всех за Рождественским столом, в этот праздник, как и на Новый Год, принято дарить подарки, а дом украшать свечами. Чем больше света, тем лучше для Вас будет год. В социальных сетях православные верующие поздравляют друг друга Рождественскими открытками. Это добрая традиция.

Работа иконописца Ирины Захаровой из подосковного города Дмитров

Интересно, а какое оно православное искусство в современности?

7 января 2019 года по инициативе Священника Алексия Кнутова, клирика Сретенского храма г. Дмитрова Московской обл., а также кандидата богословия, ответственного секретаря Научного совета по религиозно-социальным исследованиям ООН РАН, магистра теологии Владимира Немыченкова и руководителя медиа портала «А у Вас?» Дарьи Гордеевой был сформирован одноименный Арт-кластер #pravoslavie_artcluster, объединивший вокруг этой темы как священнослужителей, так и простых людей, интересующихся темой православного искусства: это религиоведы, иконописцы, реставраторы.

В течение года инициативная группа вела просветительскую работу в православных приходах, тему поддерживают федеральные медиа радиостанции «Радонеж», «Вера», «Православие.ру», ТК «Спас» и «Царьград». Как выяснилось, проблематика уместности использования священных изображений в современном мире действительно волнует многих.

Где же заканчивается искусство и начинается кощунство?

27 ноября 2019 года на итоговом заседании на тему «Священные изображения в современном дискурсе: противоречия, проблемы, достижения» в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) была затронута проблема профанации священных изображений.

Целью мероприятия стало выявление главных причины размывания в светской и религиозной среде критериев допустимого/недопустимого использования священных изображений и символов и поиски приемлемых на сегодняшний момент способов решения этой проблемы.

Организатором круглого стола выступил Аналитический центр святителя Василия Великого при участии кафедры теологии Института филологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Экспертами выступили известные российские искусствоведы, историки, религиоведы, священнослужители и общественные деятели.

Зав. кафедрой теологии МПГУ Василий Вячеславович Страхов

С приветственным словом к собравшимся от лица руководства Университета обратился проректор по развитию МПГУ, заведующий кафедрой теологии Института филологии МПГУ, кандидат исторических наук – Василий Вячеславович Страхов.

Модератором форума выступил секретарь Попечительского совета МПГУ, председатель Комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, историк – Юрий Викторович Московский.

Тематическую часть выступлений открыл диакон Илья Маслов, религиовед, старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого, представив доклад на тему «Проблемы современного иконоборчества в российском обществе». Докладчик отметил, что «иконоборчество как практика и как философия в истории христианской цивилизации никогда не прекращалось даже после догматической победы над иконоборцами и Торжества Православия в 843 г. на Константинопольском соборе. Иконоборчество сохраняло и сохраняет свои «традиционные» формы – отвержение священных изображений, физическую борьбу с ними в виде разрушения или надругательства над ними.

Священник Алексий Кнутов, клирик Сретенского храма г. Дмитрова, предложил собравшимся презентацию с типичными примерами профанации священных изображений как в светской среде (размещение на обивках сидений московского наземного транспорта изображений православных храмов), так, собственно, и в религиозной (продажа сувениров с изображениями икон, нанесение иконографических изображений на утилизируемые печатные издания, упаковки, этикетки, размещение икон на стендах в церковных лавках на уровне ниже пояса и т.п.).

Священник Алексий Кнутов

Отец Алексий отметил, что если «для традиционного общества было характерно чёткое понимание разницы сакрального и профанного», то сегодня «профанация священного – это проявление общей деградации культуры».

По словам священника, «для ведения войны против богохульников мы должны иметь крепкие «тылы», которые позволят нам противостоять размыванию понятия о сакральном и полной постмодернистской атомизации смыслов, когда правдой становится все, чему приставляется слово «православный». «Поэтому отношение к Священном и священным изображениям в собственно церковной среде должно быть особенно выверенным и безупречным», – подытожил свое выступление о. Алексий.

О том, как защищать православные святыни от поругания, говорил и протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма преп. Феодора Студита у Никитских ворот, член Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии, кандидат богословия.

«Любое кощунство в отношении священных символов Православия нам надо фиксировать, а затем делать предметом жалоб и разбирательств. В этом нужно брать пример с мусульман и особенно с евреев, которые жестко реагируют на любой выпад против синагоги, иудейского праздника, какого-либо важного для иудаизма символа. Если не будем так же поступать – нас задрессируют до вегетативного состояния. Одновременно нужно наводить порядок в Церкви, навсегда убрав священные символы с упаковок, бытовых предметов, попираемых ногами поверхностей», – заявил отец Всеволод.

Прот. Всеволод Чаплин и Василий Вячеславович Страхов

Выступление прот. Всеволода Чаплина вызвало дискуссию о необходимости создания специального профильного органа для изучения и решения проблем, связанных с профанацией иконографических изображений в церковной среде. Вопрос ставился об эффективности подобной инициативы, в случае если она будет официальной церковной структурой или общественной организацией православных экспертов.

Афанасий Георгиевич Зоитакис, заместитель главного редактора Издательского дома «Святая гора», кандидат исторических наук, познакомил собравшихся с проблематикой складывания иконографии св. равноапостольного Космы Этолийского (XVIII в.), иконы которому стали писать еще задолго до его канонизации.

Науч. руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого, канд. полит. наук Евгений Олегович Иванов

Научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого, кандидат политических наук – Евгений Олегович Иванов выступил с сообщением на тему: «Профанация священного: торговле «снедями» не место в храмах и возле них».

Евгений Олегович затронул такое двусмысленное явление современной церковной действительности, как «православные кафе»: «Закономерно, что в нашу коммерческую эпоху происходит постмодернистская утрата смысла. Слово «трапезная», всегда в русском языке означавшее место для приёма пищи в монастыре, сегодня всё чаще используется в значении «церковное кафе», как элемент брендинга…

Философ Людвиг Витгенштейн замечательно писал, что «значение слова есть способ его употребления. Ибо этот способ есть то, что мы усваиваем, когда данное слово впервые входит в наш язык». В язык наших современников «трапезная» всё больше входит как кафе. Между тем, трезвенное отношение к родному церковнославянскому слову напомнит нам о том, что помимо стола и пищи «трапезой» называется святой престол в храме и антиминс…».

Известный российский ученый, историк и теоретик искусства, византолог, автор концепции «иеротопии» (наука о создании сакральных пространств), академик Российской Академии Художеств (РАХ) – Алексей Михайлович Лидов отнес «псевдосвященные изображения» («православные» сувениры, наклейки, упаковку и т.п.) к сфере «чрезмерного благочестия» и отметил, что в этой сфере нужно проводить изменения деликатно.

«Правильный тезис прозвучал, что необходимо развивать современное богословие иконы и сделать его темой постоянного обсуждения. Но не надо это делать в жанре прямой цензуры», – высказал свое мнение искусствовед.

Участники круглого стола предложили в дискуссионном порядке ряд практических рекомендаций. Подробнее читайте в статье «Проблемы десакрализации Церкви и общества обсудили в Москве» https://stbasil.center/2019/12/05/problemy-desakralizacii-cerkvi-i-obshhestva-obsudili-v-moskve/.

По итогам работы кластера были предложены следующие рекомендации:

1. Проведение широкой просветительской работы в светской и собственно церковной среде по проблемам церковного благочестия в отношении священных изображений:

  • на православных приходах и в православных учебных заведениях –проповеди священнослужителей, лекции и беседы специалистов с прихожанами и студентами;
  • выступления священнослужителей и специалистов по указанной проблематике на радио («Радонеж», «Вера» и др.) и телевидении (ТК «Спас» и «Царьград»);
  • публикация статей и книг.

2. Инициирование конкретных проектов и акций неравнодушными к проблеме профанации священного (например, обращение с разъяснениями и просьбами к производителям товаров для православных, рекламным агентствам, торговым, организациям и т.п.).

3. Проведение научно-богословских исследований по:

  • богословию образа;
  • уточнению понятия «священное изображение»;
  • формулированию нормы иконопочитания в современных условиях;
  • изучению церковного и светского права, касающегося защиты сакрального (отечественного и зарубежного).

В будущем результаты этих исследований смогут стать фундаментом для организационных и административных решений, а также законодательных инициатив, как церковных, так и светских.

4. Инициирование церковного обсуждения альтернативных торговле способов финансирования православных приходов, в том числе добровольного самообложения прихожан (т.н. «церковная десятина»).

5. Инициирование работы с государственными и общественными структурами в направлении защиты от профанации и непреднамеренного поругания государственных символов, в особенности тех, что содержат религиозную и значимую культурно-историческую символику (Крест, корона, скипетр, держава и др.).

6. Инициирование работы по совершенствованию гражданского законодательства в части защиты религиозных святынь (недавний пример – принятие Федерального закона о статусе религиозного паломника, отличающего его от обычного туриста).

7. Создание информационно-методического центра для разработки и координации действий, направленных на утверждение в обществе должного отношения к священным изображениям, а также для информационного сопровождения хода работ по перечисленным пунктам.

Участники круглого стола выражают надежду, что предложенная программа действий поможет выработке правильных и приемлемых в современных условиях решений, содействующих исправлению сложившейся тревожной ситуации с профанацией в российском обществе священного и священных изображений.

Светлые образы в современном искусстве

Тем не менее, в Рождество хочется больше рассказать о добрых светлых произведениях современных художников.

Музыкант Федор Скляр выступил на открытии выставки «Евангелие, святые, ангелы в живописи Петра Григорьева и Екатерины Кудрявцевой»

Благословенно творчество одухотворенных современных иконописцев, реставраторов, скульпторов, фотографов, дизайнеров и других арт деятелей. Тех, кто близок к истоку, умеет представить священные образы очень деликатно. Будь то православное искусство, католическое или африканское. Образ Христа един.

Экспозиция художницы Надежды Черной на выставке «А у Вас?» в Храме Христа Спасителя

Экспозиция художника-иконописца Марины Ведут на выставке «А у Вас?» в гостинице «Украина»

Экспозиция реставратора Артема Кокорина на выставке «А у Вас?» в Гостином Дворе

Священное Писание в золотой обложке Еврейского книжного магазина «Luxury soul Ak», Винзавод 2019

Итальянский фотохудожник Энцо Розамилья, выставка в Москве 2019 г.

Дарья ГОРДЕЕВА, специально для Арт-Москвовии

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.