
19 декабря 2017 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского пройдёт премьера музыкального мультимедийного спектакля «Чёрт, солдат и скрипка», поставленного по мотивам «Истории солдата» знаменитого музыканта и композитора Игоря Стравинского к его 135-летнему юбилею и к 100-летию создания музыкального произведения.
Идея современного прочтения постановки родилась у скрипача и дирижера Дмитрия Ситковецкого, который создал свою музыкальную версию спектакля, включив в нее кроме музыки из «Истории солдата» номера из других сочинений Стравинского, написанные им примерно в то же время - оперы «Мавра», балета «Поцелуй феи».
Музыкальная часть спектакля построена в форме танцевальной сюиты. Сколько джаза, драйва и зрелищности в этих маршах, вальсах, танго, фокстротах и рэгтайме. Стравинский, познакомившийся в это время с американским джазом, написал: «Джаз означал совершенно новое звучание моей музыки, и «История солдата» отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой…».
«Сегодня Стравинский занимает солидное место в моем репертуаре. Впервые же серьезно я «встретился» с его музыкой в студенческие годы, учась в Джульярдской школе. Мы с ребятами играли сюиту из «Истории солдата» и активно гастролировали с ней. Так что это произведение стало моим первым знакомством, а точнее - полным погружением в Стравинского. Но мне уже тогда показалось, что и в оригинальном тексте, и в музыкальном материале есть структурные проблемы. Поэтому в нашем спектакле «Черт, солдат и скрипка» я использовал пьесы не только из «Истории солдата», - рассказывает о самой постановке Дмитрий Ситковецкий.
Текст спектакля написан он поэтом Михаилом Успенским в стиле «раешного стиха», который широко использовали русские скоморохи, и который очень похож на современный рэп: «…Мимо речки, мимо луга, по шоссе «Дербент – Калуга» шёл солдат своей страны с необъявленной войны». Черт за столетия изменился: теперь у него есть биржи, банки, оффшоры, интернет. И в жизни Солдата появляются новые повороты: он становится «нефтяным олигархом», а его невеста бежит с «Абдуллой» в Эмираты. Но финал сказки-притчи – прежний: «не верьте сказкам и бредням - черт всегда смеется последним. Это у Бога законов много, а дьявол – он играет без правил…» и «… победителем лишь тот оказывается, кто с чертом вообще никогда не связывается…».
Режиссер Михаил Кисляров превратил «читаемую, играемую, и танцуемую притчу» в яркий «мультимедийный спектакль», где нашлось место и музыке, и театральной игре, и чтецкой традиции, и пантомиме, и даже хип-хопу: «Главной интригой спектакля, конечно, стало участие в нём трёх "неактёров": Владимира Познера, Андрея Макаревича и Дмитрия Ситковецкого, совмещающего исполнение роли Черта с игрой на скрипке». Действо, в которое вовлечены и пианистка Полина Осетинская, и кларнетист Игорь Федоров, и перкуссионист Антон Плескач, разворачивается не только на сцене, но и в зрительном зале, и на больших экранах, где оживают рисунки Макаревича.
За раскрытие сюжета в пластике и пантомиме – ответственны Александр Тронов и Анна Дельцова – Солдат и Принцесса. Мастера хип-хопа и лидеры экспериментального уличного танца, звезды телешоу «Танцы», они стали украшением и открытием спектакля. А сама история - это новый вариант вечной легенды о Фаусте, основанный на его российской версии - сказке о «Беглом солдате и черте» из сборника русских народных сказок Александра Афанасьева.

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.