Робрехт ПЕНДЕРС: «Я не проповедник культуры»

504

30СС – культурный центр бельгийского города Левен, объединивший зрителей всех возрастов от мала до велика. 30СС смогло сформировать целое арт комьюнити и распространить его далеко за пределы города низких земель. Представители «АртМосковии» встретились с руководителем по коммуникациям 30СС Робрехтом Пендерсономм, который любезно ответил на интересовавшие нас вопросы. Интервью началось прямо в фойе театра Stadsschouwburg Leuven с экскурса в театральный мир Бельгии 152 летней давности.

Робрехт Пендерс: Вот вам наш подарок (от ред. – вручает нам Юбилейный журнал). Это журнал на фламандскомя языке, рассказывающий о 152 годах истории Stadsschouwburg Leuven. Здесь вы можете увидеть исполнителей, виды за сценой, фрагменты красивых картин. Здание прогрессивно использовалось в течение 152 лет. Конечно, этот период включает в себя две войны и длительное время дорогих восстановительных работ

Давайте пройдём к лестнице, это когда-то был главный вход. Сюда пребывали люди, которых мы бы сейчас назвали элитой того времени. 152 года назад театр был не для всех. Существовало два разных входа: для буржуазии и аристократии и для простых людей. Арочный вход служил для богатых, которые приезжали на каретах и могли войти в театр, через главный вход, не попав под дождь. Вы также можете обратить внимание, что ступени очень небольшие, чтобы дамам в пышных платьях было легко подниматься. Вдоль лестницы вы можете видеть элементы нашего прошлого в виде оригинальных рисунков. Как видите, тогда в театре действовал дресс-код как для мужчин, так и для женщин, которые должны были быть в вечерних туалетах. Первая постановка «Ромео и Джульетта» в этих стенах состоялась в 1867 году.

Stadsschouwburg Leuven © Marco Mertens

В 30-х годах театр Stadsschouwburg Leuven внешне всё ещё был в первозданном виде в отличие от его послевоенного состояния. Театр подвергся разрушению в течении обеих мировых войн. Тем не менее, здание не сильно изменилось внешне, а вот внутреннее убранство эволюционировало. По стилю последний его интерьер ярко-декоративен, имеется в виду Арт Деко, с элементами Нео-Классицизма.

Давайте присядем и поговорим о том, что мы делаем в 2019 году.

Корреспондент: Спасибо Робрехт за блиц-экскурсию по театру Stadsschouwburg Leuven. И первый наш вопрос, конечно, посвящен Вашей театральной программе 2019 года с включением русской темы.

Робрехт Пендерс: В вашей стране, кроме великой литературной традиции есть и красивая музыкальная традиция. Великое наследие. Мы с удовольствием включили в нашу программу ансамбль «Русская душа» и их концерт, который полон русской романтики.

Корреспондент: Романтично и само представление данного концерта, аннотация в каталоге 30СС звучит так, с вашего позволения, мы процитируем для русской публики, «По мнению Льва Толстого музыка была стенографией эмоций. То ли из-за географической растянутости, то ли из-за турбулентной истории, но факт остаётся фактом, что Россия обладает золотым музыкальным и литературным наследием».

Робрехт Пендерс: Режиссер «Русской души» ваш соотечественник бельгиец Эммануэль Вагеманс, при этом он является доцентом русской литературы. Его концерт – это ода русским мастерам 19-20 века. Эммануэль Вагеманс – замечательный профессор русской литературы, предложивший нам музыкальную программу с комбинацией произведений композиторов из той же эпохи. Это очень интересно, это как находить новое вдохновение внутри своего уже знакомого окружения.

Наш город Левен – это университетский город и, конечно, университет со своим персоналом и студентами всегда имел огромное значение как для города, так и для нашего культурного центра

Здесь живут и работают очень образованные люди со всех уголков Земли, и мы всегда стремимся включить в нашу программу компоненты, которые могут заинтересовать университет и тех, кто его представляет. В университете есть целый Департамент русского языка и литературы. И мы используем уже само это как некий скелет, как идею для формирования программы. И «Русская Душа» – тому наглядный пример.

Россия для нас обладает определённым очарованием. Она вроде бы и далека, но и не так чтобы очень. Она нам знакома, но и не до конца. Бельгийцы знают Мусоргского и других русских композиторов, и есть в этом некое экзотическое ощущение для нас.

Корреспондент: Нам также интересны и Ваши классики, и современное бельгийское искусство. Расскажите, пожалуйста, что включает в себя программа 30СС?

Робрехт Пендерс: Если смотреть не чётко на название, то можно увидеть 3000, что является почтовым кодом Лёвена. СС же сокращение от словосочетания «культурный центр». В то же время 30CC похоже 30cl – то есть как шот – мера таких напитков, как водка или виски, подчёркивая, что речь идёт о наполнении контентом. Потому это короткое имя, но в то же время это комбинация смыслов. Важно было найти общее имя для всех площадок, которые представлены очень разными зданиями, как, например, церковь и конференц-зал, объединённых в один культурный центр нашего города.

У нас есть своя церковь, где мы занимаемся полифонической музыкой – а капелла, очень интересные концерты в интимной атмосфере в классической мировой традиции, и даже джаз. Само здание старое, оно было серьезно модернизировано в техническом плане. Сейчас же уже всё компьютерное. Тем не менее, оно сохранило величие былых времён. Однако программа в нём отвечает вызовам момента и очень современная. То есть это не только старые постановки и оперы.

Театр Stadsschouwburg Leuven, в котором мы находимся с вами сейчас. Это также одна из площадок 30СС – культурного центра Лёвена. В программе у нас много театра. Поскольку мы фламандское учреждение большинство наших постановок на фламандском и исполняются фламандскими труппами. У нас есть несколько международных постановок, большей частью на английском, но некоторые вообще без диалогов, как «poptree». Также есть цирковой театр. Это не тот цирк, что с животными, большими трапециями и клоунами. Хотя и трапеции могут быть, но в основном упор идет на большое взаимодействие с публикой. И это наша интернациональная программа. Это то, что мы делаем без какого-либо языкового барьера.

Мы главная организация в Лёвене, которая занимается концертами. Мы играем разную музыку: джаз, оркестровую музыку, классическую, полифоничную. Осенью в Левене проходит фестиваль классической музыки. А в неклассическом музыкальном сегменте мы фокусируемся на джазе и современной классике – это классика с электронным влиянием, фолке (народной музыке) различных истоков – от Словении до крайних северных широт Норвегии и снова до юга Португалии. У нас есть и Африканские исполнители, болгарские музыканты, со всего мира, одним словом.

Есть также один момент, который бы я хотел подчеркнуть: мы специализируемся на семейном продакшне. Мы считаем очень важным и интересным, чтобы дети, даже в возрасте 1-2 лет могли принять участие в культурном мероприятии. Для таких юных возрастов мы используем успокаивающие звуки, цветные и движущиеся предметы. Есть программа, включающая в себя возраста до 12 лет, где всё серьёзнее и включает в себя большое разнообразие событий от цирка до музыки и джаза для детей.

Мы стараемся включать или представлять более современные стили театрального искусства. К примеру, комбинируя видео арт со световыми представлениями. Это очень интересно, много света, звука и движения на экране. Мне всегда нравится представлять это детям, которые в нашей культуре приучены к экранам телевизоров, планшетов, телефонов. Но вместо этого здесь, они имеют контакт с живым исполнителем, тут и происходит волшебство. Когда кто-то выходит на сцену, включаются прожектора, и излагает свою историю. Мы также приглашаем множество писателей, которые рассказывают о своих книгах и творчестве. Всё это, чтобы развивать

креативность в детях. Как утверждают многие исследователи, мы должны подготовить их к современному обществу с компьютерами и науками. В искусстве же развивается творческая жилка. Мозг может создать связи, которые не получить, изучая математику. Хотя я и не отрицаю, что в математике тоже очень много красоты. Потому наша программа рассчитана на возраст начиная уже от 1-1,5 лет.

У нас есть свой маленький семейный фестиваль-праздник «Красная Собака», который проходит ежегодно осенью. У нас в городе много творческих коллективов, работающих на семейную аудиторию. У нас есть замечательный М-музей. Сейчас там проводится очень красивая выставка, посвящённая резьбе по дереву. У нас есть арт-цент «Стюк», есть ещё арт-хотспот «Опек» – бывшая таможня.

Но с помощью «Красной Собаки» мы объединили 20 организаций и 26 площадок – абсолютно всех, работающих у нас в городе для участия в этом фестивале. Сами организаторы и организации местные, но, конечно, в фестивале участвуют люди и из самых разных уголков Земли. В этом году «Красная собака» продлится 4 дня с 26 по 29 октября.

В этом году у нас есть театральные постановки, показы фильмов, изобразительные искусства и даже экскурсионные прогулки по городу. Кроме этого, есть множество воркшопов. Это ведь всегда круто сделать что-то своими руками, особенно для детей, потому что дети непоседливы и им не так интересно просто сидеть смирно и смотреть. У нас они учатся делать свои видеоклипы или цирковые приемы, на самом деле много всего, даже граффити. Фактически в нашем фестивале “Красная Собака” присутствует весь спектр видов искусства.

Я понимаю, что мы немного потеряемся в переводе, но на самом деле «Красная Собака» или Rode Hond — это фламандское название краснухи. Это болезнь неопасная, но из-за сыпи красного цвета приковывает к себе внимание. А мы хотим, чтобы искусство бросалось в глаза. То есть «Красная собака» это буквальный перевод, но имелась ввиду именно краснуха, при этом визуально символом была избрана как раз собака красного цвета. Ведь символ этот отлично воспринимается детьми всех возрастов.

Это уже 14-е издание нашего фестиваля и это всегда были 4 дня осенних праздников в октябре. В этом году это выходные последней недели, в следующем году это будет начиная со вторых выходных месяца, так как 1 и 2 ноября – праздник всех святых – дни поминовения усопших в римско-католической традиции и нужно его провести до этих дат.

Корреспондент: Программа для детей действительно углубленная. А для более старшего поколения какой организован досуг в Левене?

Робрехт Пендерс: у нас есть площадка, куда мы приглашаем пожилых людей (сеньоров) и устраиваем танцевальный вечер. Мы приглашаем диджея с аппаратурой, и они могут заказывать любую песню, которую захотят. И все стулья убираются превращая площадку в танц.пол. Кроме этого, у нас замечательный выбор напитков и закусок. Таким образом создаётся сообщество людей вокруг этих мероприятий и потом люди говорят: давайте встретимся через месяц и снова проведём подобное. Наши цены так же крайне демократичны. Мы просим 2 евро исключительно на покрытие расходов на освещение, предложение еды и прочие подобные вещи.

Но люди собираются тут, чтобы пообщаться и потанцевать. Они все примерно одного возраста, хотя и происходят из очень разных соц.слоёв. И это в контрадикции к тому, что здесь было 152 года назад. Раньше это было чисто буржуазное заведение, а теперь это открытый дом для всех, а не только дешёвые места, где бы вам пришлось сидеть, если вы не были частью буржуазии или аристократии.

У нас очень широкий выбор программы классической музыки из разных времён, разных народов от романтизма, до барокко и ренесанса. Мы так же предлагаем современную классическую музыку.

Корреспондент: Какие события в программы 30СС этого года вы назвали бы самыми главными?

Кроме «Красной Собаки» у нас есть ещё два крупных фестиваля. В марте будет джазовый фестиваль «Leuven Jazz». Мы являемся его мотором и отвечаем за всю организацию и связь между участниками каждый из которых будет представлять свою программу. А с 17 по 19 мая 2020 года включительно, в течение трёх дней будет проходить цирковой фестиваль «Сirkl». Это будет, как и в традиционных для цирка шатрах, так и на открытых площадках. Всё это будет в районе канала. Будут акробаты и канатоходцы, многие из очень далёких мест, к примеру, в прошлом году выступал коллектив из Австралии, Франции – страны с богатыми цирковыми традициями. Правда, это уже совсем другой современный стиль циркового искусства, концентрирующийся главным образом на акробатике и работе с реквизитом. Совсем другой цирк без животных и без клоунов. Это цирк, к которому подходят слова «индустриальный» и «современный». Он уже не ограничен кругом традиционного циркового купола.

Корреспондент: Критерии отбора участников, по какому принципу, вы их отбираете, в т.ч. иностранные коллективы?

Робрехт Пендерс: У нас работает специальный отдел, который занимается отбором участников для нашей программы. Они посещают кандидатов, получают портфолио в течение года и решают, что определить и куда. Кого-то включают в общую программу, кого-то отбирают для фестиваля.

Я думаю, критерии, по сути, следующие – подойдёт ли это для детей и для какого возраста; когда возможно организовать выступление, и свободен ли тот или иной участник в это время; потянем ли мы это по бюджету.

Мы некоммерческая организация, но конечно, продаём билеты, хотя не ради прибыли самой по себе. И, конечно, мы хотели бы делать больше, но мы ограниченны рамками бюджета. Нас спонсирует и сам город, и провинция, и власти высшего уровня и лишь часть нашего дохода обеспечивает продажа билетов. То есть наша финансовая модель в принципе отличается от коммерческой, где организация тех или иных мероприятий имеет целью заработок денег. Что безусловно позволяет расти, нанимать больше персонала и так далее. Наша же цель представить как можно большее количество представителей самых разных жанров как можно большему количеству людей в рамках бюджета.

Корреспондент: Самый неожиданный коллектив сезона?

Робрехт Пендерс: Университет всегда являлся особым фактором в этом городе. Я просто назову некоторые цифры: мы город, который недавно преодолел отметку в сто тысяч жителей. Но к этому ещё нужно добавить, как минимум 30 тысяч студентов, но они тут находятся не круглый год, а лишь с октября по июнь в том случае если успевают, а если нет, то им приходится сдавать экзамены ещё и летом. Потому мы получаем фактически город в городе со своими зданиями, событиями и праздниками. Это в буквальном смысле город, живущий внутри другого города. Тем не менее меня всегда поражало, что фламандские студенты тут живут лишь с воскресенья вечера до пятницы после обеда. На выходных они обычно отправляются домой к родителям, чтобы взять свежую одежду и получить нормальную еду. Вот так большинство проводит свою студенческую жизнь тут. И именно это я называю особым университетским сообществом. Многие студенты здесь начинают свою взрослую жизнь и именно поэтому мне хотелось бы навести с ними мосты. И в этом году мы придумали сделать нечто, что мы однажды уже делали, но в куда меньшем масштабе. В этом году мы планируем провести часть нашей программы в их студенческих барах. У нас есть несколько студенческих баров-кафе, принадлежащих разным факультетам, где дешёвые напитки и где студенты могут громко повеселиться. А для нас это отличная площадка, где мы могли бы предложить их вниманию молодых актёров и их постановки. В течение 4 дней в феврале мы будем проводить это под названием Фактеатр («Фак» – от слова «факультет» – прим. ред.) по аналогии с факбаром. Так что у нас будет факультетский театр. И если вы фанат одного бара, то вы увидите в течение 4 вечеров четыре отдельные постановки от разных актёров, либо вы можете путешествовать по барам следуя за кем-то одним в 4 разных местах если между вами установилась какая-то связь. Само собой разумеется, что мы уведомляем наших молодых артистов о том, что местом их выступления будет студенческий бар и постановку они подбирают тоже подходящую. Вместо того, чтобы вывешивать плакаты, делать рекламу на телевидении или радио и так далее, то есть притягивать зрителей в театр, мы сами идём к зрителю, где он на самом деле есть. Мы начинаем в 20:00, что довольно рано для ночной жизни Лёвена. Очень любопытно, что в итоге из этого выйдет и будет ли это что-то интеллектуальное по духу или же ровно наоборот. Вопрос вкуса выступающих молодых дарований. Это может быть как большой успех, так и провал.

Игра © Rainer Berson

Корреспондент: Мы несем ответственность за тех, кого открыли, вы отслеживаете жизнь молодых коллективов Левена, поддерживаете молодых артистов? К примеру, у вас на презентации театрального сезона в мае выступал молодой бельгийский певец. По его словам, это была первая серьезная площадка в его жизни.

Робрехт Пендерс: кроме шоу-презентационной стороны деятельности нашего культурного центра есть ещё и компонента R&D – исследование и развитие иначе бы мы остановились в своём развитии. В частности, это подразумевает поддержку молодых дебютантов в их первых выступлениях. Для этого мы располагаем несколькими инструментами.

Первое, что мы можем предоставить — это наше ателье, некое рабочее пространство в коворкинге, где они могут получить несколько квадратных метров для творчества, где они могут свободно создавать что-то и выражать себя. Кстати, далеко не всегда это должно вести к какому-то конечному продукту. Это скорее один из шагов развития актёра. Но сперва человек должен подать заявку и презентовать нам свой пре-продакшн, который у него задуман.

Второе это, что мы называем «home made» или собственным (домашним) выращиванием, где мы даём возможность молодым актёрам и театральным группам представить их постановки в этой местности. Именно поэтому собственное выращивание. У нас есть несколько культурных центров в радиусе 30 км от города, и если мы находим их первый продакшн достаточно интересным, то мы сразу организуем для них тур по этим культурным центрам. Мы также берём на себя их продвижение, рекламу и продажу билетов. Таким образом, давая первый толчок началу их карьеры.

Кроме этого, мы предоставляем небольшие резиденции для писателей. Мы это делали пару раз за последние годы. Речь идёт о людях, чьи проекты достаточно интересны, но сами они нуждаются в пространстве, где они могли бы творить, писать и работать. Тогда мы ищем для них резиденцию. Мы хотели бы активнее развивать это направление в будущем.

К сожалению, мы не так много делаем чего-то подобного для музыкантов, хотя иногда мы даём вот это здание для бесплатных концертов, которые проводят студенты. У нас в городе есть арт-школа Luca, это не только музыкальное учебное заведение, но и исполнительское. Так вот у них есть направление Джаза с замечательными преподавателями и молодыми студентами, и в течение фестиваля мы даём возможность группам студентов с преподавателями проводить свои концерты абсолютно бесплатно у нас здесь. Речь обычно идёт о произведениях или фрагментах произведений звёзд истории джаза. Так мы даём возможность студентам на очень ранней стадии их пути выступать перед аудиторией. Мы обычно делаем такие вещи в виде ланч-концертов. Люди могут прийти со своими коробочками для ланча и выпить или съесть что-нибудь. Так же есть и концерты “после работы”. Это возможность для людей не бежать на поезд и не прыгать сразу в машину после работы, а прийти на концерт, послушать музыку, пообщаться с другими такими же людьми и всё это абсолютно бесплатно.

Из подобных мероприятий мы проводим ещё домашние концерты. Это если у кого-то из жителей города есть большой зал дома, возможно с пианино. И если они хотят устроить у себя концерт, то мы приглашаем молодых исполнителей, одного или трио. Их оплату мы берём на себя, а хозяева дома могут пригласить соседей и друзей, а также кого угодно. Концерты происходят по воскресеньям, так что иногда можно буквально путешествовать между такими местами по всему городу.

Ну и последнее это цирковой фестиваль, который всегда даёт путёвку в жизнь новым талантам. У нас есть и цирковая школа в Брюсселе, и мы также сотрудничаем с цирковой школой Роттердама и одной с Юга Франции. И мы привозим всегда некоторых из их самых выдающихся талантов сюда. Даём им место проживания для цирковых коллективов. К примеру, на следующей неделе приезжает Австралийский коллектив со своим туром. Они будут здесь в понедельник и все билеты уже распроданы потому, что они невероятные, очень акробатичные и у них в программе очень много юмора и замечательной музыки.

В общем мы смотрим, какой сейчас год и нет ли какого праздника или события, которое мы могли бы исследовать в поисках вдохновения для нашей программы. Нет ли там чего-то, что могло бы заинтересовать нашу публику. Как я говорил, в отношении России играет роль фактор экзотики внутри её литературы и музыки. Это отличная идея, чтобы построить вокруг неё нашу программу. Мы могли бы взять за основу и других композиторов или книги.

Буду честным, я не тот человек, кто создавал программу. Я не могу вспомнить, чтобы мы работали вместе с русским посольством или культурным его подразделением. Этот вопрос может стоить изучения для будущих сезонов. Но, конечно, в нашей программе у нас есть некоторые солисты из разных частей России и Восточной Европы. Когда мы говорим о классической музыке. Кроме этого, мы обращаем внимание, на поднимающиеся Азиатские страны. Если вспомнить Конкурс королевы Елизаветы, то есть множество очень хороших и даже выдающихся учеников классической школы. Россия, сама по себе, есть страна великого перформанса. То есть не только писателей и композиторов, но также и артистов перформанса. Их обычно представляют нам через сотрудничество с «оркестром Принцессы». В остальном у нас нет никакого сотрудничества с Россией. Это в отличие от, например Финляндии, посольство которой постоянно занимается промотированием своих исполнителей. К примеру, есть такой известный финский джазовый трубач Вернери Пойола. Так вот его продвигали и в фейсбуке, через свои страницы и через свои новостные рассылки. Если это кто-то особый, то могут брать на себя и транспортные и расходы на проживание. Или взять, к примеру Швейцарию, у которой здесь очень активное культурное подразделение и у них есть новостная рассылка и они каждый раз интересуются, нет ли у нас в программе швейцарских исполнителей. И если это так, то они всячески его промотируют. В этом году у нас есть ирландская группа народных исполнителей, а в Левене есть ирландский колледж и ирландская часовня, и мы пригласили ирландскую группу туда. Вот тогда образуется симбиоз: у них есть своя площадка, свои мероприятия, мы же привозим к ним эту группу, а они нам помогают организовать и продвинуть, и это уже очень хорошая вещь, и то на чём мы фокусируемся – захватить внимание людей хорошей программой. И если удаётся соединить это с сообществом этого артиста, то мы получаем двойную связь, то есть не только с нашей, дальней аудиторией, но и с местной диаспорой.

То же самое касается и «русской составляющей» нашей программы. Если честно, я не знаю, насколько широко Россия представлена у нас в стране и есть ли здесь культурный центр. Наша же русская программа будет на нидерландском. Мы, конечно, можем её перевести, если обнаружим, что есть много международного внимания к ней.

Корреспондент: Почему те, кто прочтёт это интервью, будь то жители или гости Левена, обязательно должны посетить мероприятия 30СС вашего нового сезона?

Робрехт Пендерс: Не важно куда вы идёте, всегда должна создаваться эмоциональная связь с формой искусства. Наша программа тем и интересна, что она предлагает такое богатое меню, где есть всё, что вы можете пожелать. Вам нравится джаз – он у нас есть, нравится классика – она тоже присутствует, хотите послушать оркестр – пожалуйста, по душе современная классика с одним исполнителем за пианино с вкраплениями электронной музыки – и это у нас есть, хотите цирк – да, и он есть. Мы культурный центр для людей всех возрастов и вкусовых предпочтений. Конечно, мы не можем делать всё в силу бюджетных, временных и пространственных ограничений. Но в рамках этих ограничений мы стараемся предложить что-то для каждого.

Есть правда нечто, что я хотел бы подчеркнуть. Наша целевая публика, на которой мы фокусируемся это семьи и маленькие дети. И именно поэтому так много внимания уделяется раннему театральному опыту. Мы очень хотим уйти от имиджа элитного театра, где всё сложно и нужно учиться, много читать, чтобы понимать и где всё недоступно обычному человеку. Театр для нас — это про эмоцию. При наблюдении за выступлением должно что-то происходить как в голове, так и в сердце, это должно быть какое-то переживание и эмоции. Даже отрицательные — это тоже эмоции. Мир не идеален и всё не подходит всем. Что работает для одного, не работает для другого. Я бы сказал дайте этому шанс и придите с открытым сердцем, и я надеюсь мы сможем его наполнить. Это звучит как по-проповеднически, но нет, я не проповедник культуры.

Сейчас театр изменился, если посмотрите на наш зал, да, и на любой – они одинаковы по всему миру, то вы увидите, что некоторые места не столько для того, чтобы наблюдать за происходящим на сцене, но скорее, чтобы того, кто пришёл могли увидеть. Это было место посещения людей, принадлежавших определённым кругам и демонстрации себя. Ходить в театр было престижно. Теперь же театр совсем про близость к актёру, увидеть кого-то во время выступления, и это обогащение вашего «я». Именно ради этого мы и держим цены предельно низкими, дабы это не было барьером для публики.

Интервью подготовили Дарья ГОРДЕЕВА, Антон МОГИЛЕВЦЕВ

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.