Роман МИХЕЕНКОВ: «Нам посчастливилось работать с лучшими танцовщиками Европы...»

1041

5 декаб­ря 2017, в год 125-летия Касья­на Голей­зов­ско­го в лон­дон­ском «Коли­зее» состо­я­лась пре­мье­ра вос­ста­нов­лен­но­го бале­та «Скря­би­ни­а­на» на музы­ку Алек­сандра Скря­би­на. Лон­дон­ская пуб­ли­ка ранее виде­ла этот балет в 1965 году – его при­во­зил на гастро­ли Боль­шой театр. 

Лина Ван Ортон по горя­чим сле­дам пого­во­ри­ла о пре­мье­ре с режис­сё­ром-поста­нов­щи­ком бале­та Рома­ном Михе­ен­ко­вым. Редак­ция СМИ «Арт­Мос­ко­вия» искренне рада за успех Рома­на, поздрав­ля­ет его с пре­мье­рой и наде­ет­ся, что его «Cкря­би­ни­а­ну» в 2018 году уви­дит и зри­тель рос­сий­ских теат­ров, тем более что этот год объ­яв­лен Годом бале­та (Годом теат­ров) в России.

Этот и дру­гие мате­ри­а­лы читай­те в новом номе­ре жур­на­ла «Арт­Мос­ко­вия», выход в свет кото­ро­го, запла­ни­ро­ван на сере­ди­ну янва­ря 2018 года (жур­нал мож­но будет полу­чить по запро­су на почту редак­ции — info@artmoskovia.com).

Valentino Zucchetti & Akane Takada in Scriabiniana. Credit Tristram Kenton

Sergei Polunin & Natalia Osipova in Scriabiniana. Credit Tristram Kenton

Natalia Osipova in Scriabiniana. Credit Tristram Kenton

Laurretta Summerscales in Scriabiniana. Credit Tristram Kenton

Jason Reilly & Elisa Badenes in Scriabiniana. Credit Tristram Kenton

Jason Reilly & Elisa Badenes in Scriabiniana. Credit Tristram Kenton

Alexey Lyubimov & Evgenia Savarskaya in Scriabiniana. Credit Tristram Kenton

 

– Поздрав­ляю с пре­мье­рой, я виде­ла ова­ции зала. Это успех!

– Спа­си­бо! Для меня это пока чудо, кото­рое до кон­ца не осознано. 

– Поче­му в год юби­лея Голей­зов­ско­го его балет не на мос­ков­ской сцене, а на лондонской?

– Ско­рее, не «поче­му», а «бла­го­да­ря кому». Project Polunin. Ната­лия Оси­по­ва посо­ве­то­ва­ла Сер­гею Полу­ни­ну обра­тить­ся к «Скря­би­ни­ане». Мос­ков­ским теат­рам этот про­ект пред­ла­гал­ся ещё к 120-летию Голей­зов­ско­го. И к 125-летию. Пред­ло­же­ни­ям радо­ва­лись, но до дела не дошло.

– Насколь­ко спе­ци­фи­чен про­цесс вос­ста­нов­ле­ния бале­та, создан­но­го в 60‑е годы про­шло­го века, для сего­дняш­не­го зрителя?

– Это абсо­лют­но совре­мен­ная хорео­гра­фия. В част­но­сти, хорео­граф Алек­сей Рат­ман­ский оха­рак­те­ри­зо­вал её как «кру­той, терп­кий аван­гард». Голей­зов­ский начал рабо­тать с про­из­ве­де­ни­я­ми Скря­би­на и с дру­гой «неба­лет­ной» музы­кой ещё в сере­дине 10‑х годов ХХ века. Имен­но он рефор­ми­ро­вал клас­си­че­ский танец, вне­ся в него, в част­но­сти, нова­тор­ские эле­мен­ты балет­ной лексики –
шестую пози­цию, «круг­лую спи­ну», пар­тер­ные под­держ­ки и под­держ­ки со сме­щён­ной осью... Мно­гое в сего­дняш­нем бале­те вырос­ло из Голейзовского. 

Нам посчаст­ли­ви­лось рабо­тать с луч­ши­ми тан­цов­щи­ка­ми Евро­пы – сего­дняш­нюю «Скря­би­ни­а­ну» испол­ни­ли при­мы и пре­мье­ры теат­ров Лон­до­на, Штут­гар­та, Гам­бур­га, Моск­вы. У нас было крайне огра­ни­чен­ное коли­че­ство репе­ти­ций: два дня в Москве, два дня в Бел­гра­де и 10 дней в Лон­доне. Уди­ви­тель­но талант­ли­во­му хорео­гра­фу Ксе­нии Ойвен­таль уда­лось про­де­лать эту рабо­ту в немыс­ли­мые сро­ки. За такой срок сде­лать балет нере­аль­но, но нам это удалось.

– Насколь­ко я знаю, вос­ста­нов­ле­ние бале­та – это не толь­ко рабо­та с тан­цов­щи­ка­ми, про­цесс гораз­до более масштабен.

– Без­услов­но.

Фонд Голей­зов­ско­го про­вёл прак­ти­че­ски детек­тив­ное рас­сле­до­ва­ние, что­бы собрать видео­за­пи­си и оркест­ро­вые пар­ти­ту­ры фраг­мен­тов «Скря­би­ни­а­ны», вошед­ших в сего­дняш­нюю вер­сию. Что-то совер­шен­но слу­чай­но было обна­ру­же­но в лич­ных архивах. 

Отдель­ные пар­ти­ту­ры при­хо­ди­лось вос­ста­нав­ли­вать или созда­вать с нуля. Сло­жи­лось впе­чат­ле­ние, что хорео­гра­фию Голей­зов­ско­го какая-то недоб­рая сила хочет сте­реть из памя­ти. Но сей­час об этом не хочет­ся думать. Доб­ро победило. 

– Тра­ди­ци­он­ный вопрос о твор­че­ских планах.

– Фонд Голей­зов­ско­го после пре­мье­ры «Скря­би­ни­а­ны» услы­шал не толь­ко вос­тор­ги, но и пред­ло­же­ния. Хорео­гра­фии Голей­зов­ско­го сохра­ни­лось гораз­до боль­ше, чем мно­гие дума­ют. Сей­час обсуж­да­ет­ся вос­ста­нов­ле­ние бале­та «Мимо­лёт­но­сти» на музы­ку Про­ко­фье­ва и двух­акт­но­го дивер­тис­мен­та, состав­лен­но­го из отдель­ных хорео­гра­фи­че­ских мини­а­тюр и фраг­мен­тов балетов. 

– Спа­си­бо за неза­бы­ва­е­мую премьеру!

– Спа­си­бо!

Лина ван ОРТОН, спе­ци­аль­но для «Арт­Мос­ко­вии»

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.