Российская академия художеств представляет выставку «Акварель» Элеоноры Жареновой

926

7 нояб­ря 2017 года в залах Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств (Москва, Пре­чи­стен­ка, 21) откры­ва­ет­ся выстав­ка про­из­ве­де­ний извест­но­го мону­мен­та­ли­ста, народ­но­го худож­ни­ка Рос­сий­ской Феде­ра­ции, лау­ре­а­та Госу­дар­ствен­ной пре­мии СССР, ака­де­ми­ка Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств Эле­о­но­ры Алек­сан­дров­ны Жаре­но­вой. Экс­по­зи­цию выстав­ки соста­вят око­ло 100 аква­ре­лей, напи­сан­ных в 2000–2017 годы — пей­за­жи, порт­ре­ты, натюрморты. 

Твор­че­ство Эле­о­но­ры Жаре­но­вой оли­це­тво­ря­ет целую эпо­ху и широ­ко извест­но в Рос­сии и за рубе­жом. Ее про­из­ве­де­ния нахо­дят­ся в Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской гале­рее, Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее, в музе­ях Кур­ска, Тве­ри, Яро­слав­ля, Волог­ды, Пен­зы, Улан-Удэ, Росто­ва-на Дону, Ива­но­ва дру­гих горо­дов Рос­сии. А так­же в Китае, Япо­нии, Испа­нии, Изра­и­ле, Ита­лии, США и дру­гих стра­нах мира. Совре­мен­ни­ки назы­ва­ют ее «ама­зон­кой рус­ской живо­пи­си, рус­ско­го мону­мен­таль­но­го искус­ства». В соав­тор­стве с мужем Вла­ди­ми­ром Василь­цо­вым (1932–2008) ею созда­ны мно­гие зна­чи­тель­ные про­из­ве­де­ния мону­мен­таль­но­го искус­ства. Сре­ди них — зна­ме­ни­тая объ­ем­ная моза­ич­ная ком­по­зи­ция «Лен­та Мёби­уса» на зда­нии ЦЭМИ Ака­де­мии наук РФ в Москве, фло­рен­тий­ская моза­и­ка «Древ­няя исто­рия Моск­вы» на стан­ции мет­ро «Нага­тин­ская», горе­льеф с моза­и­кой «Кос­мос» и «Мате­ма­ти­ка» на фаса­де зда­ния ЦНИИ МЭТ в Калу­ге и мно­гие дру­гие мону­мен­таль­ные про­из­ве­де­ния, став­шие неотъ­ем­ле­мой частью нашей жиз­ни. В сти­ли­сти­ке ее работ вопло­ти­лись худо­же­ствен­ные иска­ния кон­ца 1950–1960- ходов, свя­зан­ные так­же с име­на­ми мону­мен­та­ли­стов А. Вас­не­цо­ва, В. Эль­ко­ни­на, гра­фи­ка А. Гон­ча­ро­ва, худож­ни­ков кру­га В. Фавор­ско­го. Это было вре­мя откры­тий, пере­осмыс­ле­ния тра­ди­ции, вре­мя свое­об­раз­ной худо­же­ствен­ной воль­ни­цы, когда в твор­че­ском обще­нии талант­ли­вой моло­де­жи фор­ми­ро­вал­ся новый худо­же­ствен­ный стиль, новый пла­сти­че­ский язык.

Эле­о­но­ра Жаре­но­ва мно­го рабо­та­ет в тех­ни­ке аква­ре­ли, счи­тая ее близ­кой фрес­ко­вой живо­пи­си. Аква­рель дает ей воз­мож­ность даль­ней­ше­го вопло­ще­ния замыс­лов в стан­ко­вом и мону­мен­таль­ном искус­стве. Пред­став­лен­ные в экс­по­зи­ции рабо­ты — лишь малая часть ее твор­че­ства в этой тех­ни­ке. Аква­рель­ные «опы­ты» мону­мен­та­ли­ста слов­но доку­мен­ти­ру­ют раз­лич­ные эта­пы твор­че­ско­го про­цес­са, одно­вре­мен­но это само­цен­ные автор­ские листы, закон­чен­ные про­из­ве­де­ния, отли­ча­ю­щи­е­ся осо­бым коло­ри­том, трак­тов­кой про­стран­ства. Сама худож­ни­ца счи­та­ет тра­ди­цию, в кото­рой пишет, сло­жив­шей­ся не в 50‑е годы ХХ века, а гораз­до рань­ше. «Рабо­ты напи­са­ны зем­ля­ны­ми крас­ка­ми – так все­гда писа­ли фрес­ки. Поэто­му у меня нет ярко­го зеле­но­го, ярко­го сине­го, но при­сут­ству­ет золо­то. Мне очень нра­вит­ся и нов­го­род­ская живо­пись, и псков­ская живо­пись, при­чем псков­ская даже боль­ше – сво­ей суро­во­стью. Я вооб­ще-то не суро­вый чело­век, но живо­пись у меня быва­ет очень лако­нич­ной», – отме­ча­ет она.

«Свя­тая зем­ля», «Танец Сало­меи», «Пожар в деревне», «Полынь», «Осень» — рабо­ты Эле­о­но­ры охва­ты­ва­ют широ­чай­ший круг тем. При этом самый обы­ден­ный сюжет воз­во­дит­ся ею на уро­вень широ­ких фило­соф­ских обоб­ще­ний. Аква­рель­ные рабо­ты откры­ва­ют зри­те­лю совре­мен­но­го худож­ни­ка, мыс­ля­ще­го кате­го­ри­я­ми боль­шо­го искус­ства, опи­ра­ю­ще­го­ся в сво­ем твор­че­стве на опыт масте­ров про­шло­го, вопло­тив­ших в сво­их рабо­тах кар­ти­ну зри­мо­го и осо­зна­ва­е­мо­го мира.

Э.А. Жаре­но­ва роди­лась в 1934 году в семье извест­но­го худож­ни­ка кино А.С. Жаре­но­ва, уче­ни­ка А. Лен­ту­ло­ва. Окон­чи­ла Мос­ков­скую худо­же­ствен­ную шко­лу, Мос­ков­ский ака­де­ми­че­ский худо­же­ствен­ный инсти­тут им. В.И. Сури­ко­ва ( 1960, г. мастер­ская А.А.Дейнеки). За пери­од 1960–1980‑х годов Жаре­но­ва сов­мест­но с В.К. Василь­цо­вым созда­ла ряд выда­ю­щих­ся про­из­ве­де­ний мону­мен­таль­но­го искус­ства. С 1995 года худож­ник мно­го рабо­та­ет над созда­ни­ем моза­ич­ных икон для хра­мов. Сре­ди них храм Свя­той Татья­ны (Манеж­ная пло­щадь, Москва, Храм Успе­ния пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Крас­но­гор­ске, Храм Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Зуб­цо­ве Твер­ской обла­сти, в хра­мах Рже­ва и за рубе­жом. С 1982 и по 2015 годы пре­по­да­ва­ла в Мос­ков­ском поли­гра­фи­че­ском инсти­ту­те (в насто­я­щее вре­мя — Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет печа­ти), пере­да­ва­ла свои зна­ния и опыт моло­дым художникам.

Завер­шит свою рабо­ту выстав­ка 26 ноября.

Э.А. Жаре­но­ва. «Свя­тая Ели­за­ве­та Федо­ров­на». 2000 г. Бума­га, аква­рель, 75х55 см

Э.А. Жаре­но­ва. «Пожар в деревне». 2000 г. Бума­га, аква­рель, 40х74 см

Э.А. Жаре­но­ва. «Свя­тая зем­ля». 2000 г. Бума­га, аква­рель. 40х80 см

Э.А. Жаре­но­ва. «Авто­порт­рет с анге­лом». 2000 г. Бума­га, акварель

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.