Оплата публикаций

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

Домой366INFO.RUРоссийская креативная неделя против подмены реального развития творческих индустрий рисованием «воздушных замков»

Российская креативная неделя против подмены реального развития творческих индустрий рисованием «воздушных замков»

Чтобы в регионах могли оценить состояние креативной экономики и достигнуть показателей, установленных в правительственной Концепции развития креативных индустрий, целевые параметры необходимо разложить на более простые составляющие. Поскольку рост доли креативных индустрий в ВРП измеряется объемом выпуска креативного продукта, в основе которого лежит интеллектуальная собственность, то это напрямую должно быть увязано с показателем суммы инвестиций в ее создание. С таким тезисом выступил председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности Андрей Кричевский на заседании Комиссии Госсовета по экономике и финансам на Российской креативной неделе.

По словам Андрея Кричевского, декомпозиция суммарных российских целевых показателей между регионами и между федеральными ведомствами подразумевает не столько методологическое упражнение, сколько распределение ответственности: «Когда мы начинам считать, какой именно вклад в ВВП страны дает каждая креативная индустрия и каждый регион, возникает резонный вопрос, кто будет отвечать за «недостачу». Здесь все очень схоже со распределением ответственности за строительство жилья, где результат не эфемерная доля в ВВП, а материальные квадратные метры».

Продолжая аналогию, Андрей Кричевский обратил внимание на логику и стадии процесса: «В строительстве все начинается с проекта, затем обеспечивается инфраструктура и, наконец, возводится фундамент. В креативных индустриях роль архитектурного проекта играет сама Концепция развития креативных индустрий, инфраструктура – это кластеры и цифровые сервисы, ну а фундамент – интеллектуальная собственность как единственный инструмент монетизации творчества. Если начать энергично строить стены, махнув рукой на фундамент, велик риск, что объект строительства рассыплется».

Увеличить долю креативных индустрий в валовом национальном или региональном продукте означает увеличить выпуск товаров и услуг, ценность которых обеспечена правом интеллектуальной собственности. Поэтому закономерно, что развитие креативных индустрий начинается с инвестиций в инструменты учета и оценки интеллектуальной собственности, продолжается вложениями в производство творческого продукта и, наконец, завершается поддержкой дистрибуции, маркетинга, экспорта.

По мнению Андрея Кричевского, при таком подходе уже на первом этапе будет ясно, сколько вложено в тот или иной объект интеллектуальных прав и какой можно ждать экономический эффект от его использования: «К слову, самый большой мультипликативный эффект у архитектуры. Колоссальная стоимость порождается сравнительно небольшими затратами на разработку архитектурного проекта. Отсюда неожиданно заметную роль в мире креативных индустрий получает все тот же Минстрой. Регионы, грамотно учитывая интеллектуальную собственность, смогут понять, какой процент валового продукта они смогут получить за счет той или иной индустрии, и исходя из этого выстроить механизмы поддержки».

Председатель РЦИС напомнил, что в Москве доходность нематериальных активов буквально взлетела после того, как «дом начали строить с фундамента», развивая экосистему сервисов учета, оценки, коммерциализации интеллектуальной собственности и тем самым увеличивая залоговую массу по кредитам для творческого и технологического бизнеса. Этим опытом вполне могли бы воспользоваться российские регионы.

Подтвердил правильность подобного «нюансированного» подхода к оценке развития креативных индустрий в регионах и директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов.

На ключевой роли интеллектуальной собственности в развитии креативных индустрий сделал акцент и начальник управления общественных проектов Администрации Президента РФ Сергей Новиков. Он напомнил, что люди готовы платить огромные деньги не просто за клетчатую рубашку, а за рубашку, изготовленную определенным брендом. Поскольку креативные индустрии – предмет совместного ведения регионов и федерации, то важно соблюсти баланс: «На сегодня важнейший вопрос в том, кто будет определять критерии отнесения к креативным индустриям. Если такие критерии будет определять федеральный центр, может пострадать успешная практика, уже сложившаяся в том или ином регионе. Если же отдать все на откуп регионам, картина может стать чересчур мозаичной», – отметил он.

Во многих отношениях показательным регионом с точки зрения подходов к креативным индустриям стала Республика Саха (Якутия). Якутское кино, ставшее уже не только российским, но и мировым культурным феноменом, огромные креативные и IT-кластеры, строящиеся кинопавильоны, университет и межвузовский кампус – все это на слуху у профессионального сообщества. И тем не менее глава региона Айсен Николаев честно признался, что достигнуть показателя в 6% ВРП к 2030 году республике едва ли удастся в силу колоссального объема сырьевой экономики. Именно поэтому стратегия развития креативных индустрий Якутии по большей части оперирует конкретными цифрами: например, сумма годового сбора от кинопоказа к 2030 году должна составить 2,5 млрд рублей.

Директор «Российской креативной недели», президент АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова отметила, что во многом благодаря Комиссии Госсовета, как площадке для обсуждения опыта и предложений разных ведомств, регионов, институтов и управленческих команд, за пять лет выработалось единое представление о креативных индустриях.

Подводя итог дискуссии, ее модератор губернатор Челябинской области Алексей Текслер подчеркнул, что в майском указе президента РФ Владимира Путина развитие креативных индустрий оценивается как важное условие достижения национальной цели – формирования устойчивой и динамичной экономики. «Креативные индустрии должны расти быстрее, чем вся остальная экономика. Во многих регионах уже есть наработанные практики, которые необходимо распространять и внедрять в других регионах», – отметил губернатор.

Фото пресс-службы «Российской креативной недели»

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru