Самая масштабная выставка года славит гения Возрождения

582

Выставка в честь Рафаэля Санти, который в этом году отмечает юбилей 500 лет со дня смерти, стала самым ожидаемым событием года. Арт-пространство Scuderie del Quirinale (Скудерии Квиринальского Дворца) заполнили произведения искусства из лучших музеев со всего мира.

Выставка в честь Рафаэля Санти, который в этом году отмечает юбилей 500 лет со дня смерти, стала самым ожидаемым событием года. Арт-пространство Scuderie del Quirinale (Скудерии Квиринальского Дворца) заполнили произведения искусства из лучших музеев со всего мира.

Три года кураторы и организаторы занимались подготовкой этого события, но выставка проработала всего 3 дня. 120 творений Рафаэля, которые проделали долгий путь и прибыли в столицу Италии из 52 двух музеев мира, среди которых Лувр, Прадо, Национальные галереи Лондона и Вашингтона, Уффици, сейчас заперты на ключ, как и большинство людей по всему миру. Среди них 27 картин Рафаэля, признанные шедевры кисти гения впервые собрались под одной крышей, чтобы почтить его память. Но в этот раз у «художника отношений», как назвала его куратор Фульвия Страно, с отношениями не задалось, а может мы сможем выстроить с ним новые коммуникации. Сейчас по выставке можно прогуляться в онлайн формате.

В экспозиции выставки представлены 244 произведения искусства, включая античные статуи, рисунки и картоны. А её «сердцем» стали 49 произведений из галереи Уффици (Флоренция), вокруг одного из которых разгорелся самый настоящий скандал. Одним из хитов стал портрет из Лувра, который в свое время занял место украденной Мона Лизы.

Портрет Папы Римского Юлия II

Портрет Папы Римского Льва Х

Античная статуя Антиноя – II век н.э и фотография скульптуры пророка Ильи из капеллы Киджи, Рим

Мадонна Божественной Любви

Мадонна Альба

Портрет Рафаэля

Портрет Бальдассара Кастильоне

Форнарина

Рекламные материалы к выставке

Название выставки звучит «Raffaello. 1520 – 1483»: ее повествование начинается с даты смерти художника, и постепенно его творчество разворачивается перед нами к периоду зрелости и молодости.

6 апреля 1520 года, в возрасте 37 лет, после 8 дней лихорадки Рафаэль Санти оставил этот мир, и весь город погрузился в печаль. Уже поднимаясь по лестнице, которая ведет в первый зал, мы видим картину художника XIX века Пьетро Ванни «Похороны Рафаэля». Почтить память гения Возрождения пришли самые выдающиеся персонажи того времени. Сам Папа Римский Лев X был безутешен от потери любимого художника.

В первом зале находится реконструкция гробницы Рафаэля, которая расположена в Пантеоне, античном храме всех богов. Над созданием точной копии работала профильная организация FactumArte. Специалисты ночи напролет изучали и сканировали захоронение, чтобы с помощью компьютерных технологий создать идентичную 3d модель. Скульптура девы Марии в нише над захоронением, кстати, была спроектирована самим Санти по образцу античной скульптуры Афродиты, а работы созданию он доверил одному из своих учеников. Для выставки же изготовили ее копию на 3d принтере.

Трепетное отношения Рафаэля к античности, пожалуй, мы замечаем уже здесь и будем видеть на протяжении всей выставки, переходя из зала в зал. Действительно, античность была очень важна для Санти, как в общем-то и для всей эпохи Возрождения. Ведь что возрождали в этот период? Конечно, античные идеалы: культ тела человека, силы его разума и мышления. Человек, со своей творческой силой снова занимает центральную позицию в Мироздании.

«Любовь Рафаэля к античности красной нитью проходит сквозь всю его творческую карьеру с началом в Урбино, Марке, Умбрии, затем во Флоренции и с кульминацией в Риме», – говорит один из кураторов выставки Винченцо Фаринелло.

Санти стоял у истоков современной системы сохранения культурного наследия. На выставке представлен документ, так называемое письмо Папе Римскому Льву X, в котором он предлагает свой проект графического восстановления Древнего Рима и сохранения античных памятников.

Сам портрет Папы прибыл в Рим из галереи Уффици во Флоренции. Передача картины на выставку повлекла за собой отставку целого научного комитета музея, который был категорически против того, чтобы произведение искусства когда-либо покидало стены галереи в связи с состоянием сохранности. Комитетом был составлен целый перечень таких экспонатов. Однако, директор Уффици Айке Шмидт распорядился иначе: «На выставке невозможно обойтись без Леона X, шедевр находится в отличном состоянии для поездки в Рим после реставрации…», – заявил он.

Еще одна жемчужина – портрет друга Рафаэля, писателя Бальдассара Кастильоне, с которым они составили вышеуказанное письмо Папе. Этот шедевр заменил Мона Лизу после кражи, что уже наталкивает на мысль о ее художественной ценности.

На выставке представлено много портретов, с каждым из людей Рафаэля связывали отношения, именно эти отношения, мы видим, глядя на работы художника.

Отношения учитель-ученик связывали Рафаэля с другими гениями Возрождения. Новые приемы Микеланджело Буонаротти и Леонардо да Винчи Санти виртуозно копировал и при этом умудрялся оставаться самим собой.

В эволюции его нежнейших Мадонн мы видим как модель одного из первых его учителей Перуджино, так и других мастеров.

На зрелой картине «Мадонна Альба» пейзаж, написанный под влиянием Леонардо, виден прекрасно, и эффект размытой дымки – сфумато тоже немного прослеживается. Форма и изгибы тела Мадонны, ее пластика – это уже отсылка к великому Микеланджело Буонаротти. Так писал он, хотя, конечно, его фигуры мощнее, они несут заряд титанической силы, вспомните хотя бы персонажей с потолка Сикстинской капеллы. У Рафаэля все гораздо мягче и нежнее, но формы те же, те же переливы цвета на струящейся ткани.

Но Санти был не только художником, а еще и архитектором. Это его амплуа тоже представлено на выставке. Он спроектировал виллу Мадама по примеру великолепной античной виллы, создал проект знаменитой капеллы Киджи в Базилике Санта Мария дель Пополо. Участвовал в строительстве Собора Святого Петра, над которым работали лучшие архитекторы эпохи Возрождения и Барокко. Затеял эту большую перестройку здания старинной Базилики Святого Петра, возведенной еще Императором Константином в IV веке, кстати, Папа Римский Юлий II.

Без его портрета на выставке тоже не обошлось. Амбициозный Папа – воин, который взял себе имя Юлий в честь самого Цезаря, предстает перед нами сидя в своем кресле в задумчивой отрешенности. Непосредственность и естественность его позы поражала современников до такой степени, что казалось, это сам Папа сидит перед тобой, а не его портрет. Это был тот самый Папа Римский, который доверил молодому Санти роспись знаменитых станцев (комнат) в Ватикане, и не прогадал.

Завершает выставку прекрасный автопортрет Рафаэля – юный красавец, которого обожествлял Рим. Пусть в его картинах нет ни таинственных шифров и загадок Леонардо, ни титанической мощи и драмы Микеланджело, в них есть что-то очень близкое каждому из нас. Грациозные и элегантные, легкие, как прыжок балерины, они кажутся такими простыми, а на самом деле в них есть все: и Леонардо и Микеланджело, и классическая античность. Их сложно не любить, вы просто не найдете за что.

«При жизни Рафаэля сама природа боялась быть им побежденной, а когда умер, боялась умереть вместе с ним» (надпись на захоронении)

Подробнее можно узнать на сайте funartrome.ru/blog .

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.