Галерея Anna Nova совместно с фондом поддержки культуры, искусства и образования «АЛЕКСАНДР» представляет выставку победителей Всероссийского конкурса Nova Art 8 2020 — «Новая кожа: миф технологического тела», которая пройдет в общественном пространстве «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге с 22 июля по 22 августа 2021 года. Куратором конкурса и выставки выступила Снежана Кръстева (куратор Музея современного искусства «Гараж»).
Визуализация проекта выставки «Новая кожа: миф технологического тела». Андрей Шелютто и Ирина Чекмарев
На выставке будут показаны работы двенадцати финалистов Всероссийского конкурса проектов молодых художников Nova Art 8. В финал вышли: Алиса Омельянцева, Люба Саутина, Катя Муравьева и Петр Бардин, Азиза Кадыри, Александра Павловская, Анастасия Богомолова, Анна Мартыненко, Ксения Обуховская, Катя Исаева, Ульяна Подкорытова, группа «Ффррббрр», Юлия Вергазова и Николай Ульянов.
В качестве призов финалисты получат гранты на реализацию полномасштабных проектов, персональные выставки в галереях: Anna Nova Gallery (Санкт-Петербург), MYTH Gallery (Санкт-Петербург), галерея Victoria (Самара), галерея FUTURO (Нижний Новгород), Электромузей (Москва), участие в арт-резиденциях Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина (Москва), в резиденции HIAP в Хельсинки, а также исследовательскую поездку в Нижний Новгород от галереи 9Б, и и в резиденцию ЦСИ «Сияние» (г. Апатиты), предоставленную основателем Центра Андреем Малаховым. Исследовательские поездки сопровождаются присуждением гранта на реализацию проекта. Среди призов также 6 образовательных программ: курс в школе Masters, интенсив в Московской школе современного искусства в партнерстве с Британской высшей школой дизайна, двухгодичное обучение в Институте «База», мастер-классы в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, специальный приз от Лаборатории новых медиа, два специальных приза от программы ART&SCIENSE университета ИТМО. Распределение призов осуществляется коллегиальным решением организаторов, попечителей, жюри и партнеров на основе выбора художника-заявителя, зафиксированного им в форме заявки.
Освещая предложенную тему «Новая кожа: миф технологического тела» с разных ракурсов, авторы обращаются к концепции зарождающейся сегодня новой экологической идентичности. Метафора кожи становится для них отправной точкой для мифотворчества и экспериментов с образностью. Специально для выставочного проекта художники создали уменьшенные версии победивших проектов, которые планируют реализовать в полном объеме в ближайшем будущем.
Повествование открывает работа Алисы Омельянцевой Spectrum Ghost Speculum, переосмысляющая роль медицинских инструментов, используемых для проникновения в человеческое тело, которые в далеком будущем будут помогать телу сливаться с окружающей средой. В интерактивной инсталляции Кати Муравьевой и Петра Бардина «Диалоги» артефакты, найденные на пчелиной пасеке художников, образуют техногенную скульптуру-метафору формирования новых ценностей как перетекания из одной кожи в другую, из одного контекста в иной. Видеоработа Ульяны Подкорытовой «Автограф Блэки» обращается к образу мифического чудища, исследуя изменения в отношении к природе и ее взаимосвязи с технологическими, экономическими, политическими и социальными феноменами.
Местом проведения выставки был выбран «Севкабель Порт». Работы как будто обитают внутри высокотехнологичного организма — своего рода гигантского сервера: ниспадающие каскады проводов, выполняющие функцию перегородок, и двенадцать дверных проемов, ведущие в разные части экспозиции, каждый из которых напоминает USB-разъем. Внутри этого единого пространственно-визуального сценария, напоминающего машинную нервную систему, разворачиваются фантазии о «новой коже» и технологических телах. Графический стиль и дизайн вставки разработан студией дизайна Faro-studio (Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева).
Тема конкурса и выставки вдохновлена статьей «Манифест киборгов» (1985) Донны Харауэй, в которой она рассматривает миф о киборгах как образ политической идентичности конца ХХ века.
По версии американской исследовательницы, целью киборгов является размытие барьеров между человеком, животным и машиной, которое происходит через нарушение границ. Кожа — это последняя граница физического тела. Готовы ли люди снять ее ради создания новой реальности и последующего существования с ней?
Финалистов конкурса, чьи работы будут представлены на выставке, определило международное жюри, в котором приняли участие такие признанные эксперты, как Зденка Бадовинац, Мария Линд, Джоана де Вос, Таус Махачева, Петр Белый, Алексей Новоселов, Мартин Хонцик.
В экспертный совет конкурса вошли Лукреция Калабро Висконти, Алиса Багдонайте, Симон Мраз, Сергей Баландин, Алиса Савицкая, Дмитрий Виленский (Коллектив «Что делать?») и Боряна Росса.
Менторами художников при создании проектов стали известные художники и кураторы: коллектив AES+F, Пол О’Нилл, Петр Белый, Михаил Левин, Владимир Логутов, Таус Махачева, Дарья Милле, Илья Федотов-Фёдоров, Анастасия Потемкина, Боряна Росса, Протей Темен и Дмитрий Виленский (Коллектив «Что делать?»).
На время работы выставки подготовлена образовательная программа в партнерстве со школой Masters. В галерее Anna Nova пройдет воркшоп для художников. В школе Masters состоится встреча, на которой художники расскажут о своих проектах и исследованиях в формате, близком к TED (Masters Talks 23 июля). На площадке «Севкабель Порт» запланированы кураторские экскурсии и лекции; также у посетителей будет возможность пройти по выставке вместе с арт-медиаторами, которые помогут разобраться в задумках авторов. Для детей по выходным будут проводиться мастер-классы. Еженедельно в онлайне художники будут обсуждать важные для отрасли вопросы с представителями партнеров, поддержавших проект.
«Севкабель Порт» — это проект преобразования исторического «серого пояса» Гавани Петербурга в общественное культурно-деловое пространство. Место, где город встречается с морем.
Пешеходная набережная с видом на Финский залив, которую открыл Севкабель Порт — новая визитная карточка города. Севкабель Порт открылся в сентябре 2018 года и продолжает развиваться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, фонда Михаила Баженова.