«В июле 1941 г. экспозиции и фонды Музея были свернуты и упакованы в ящики, часть которых была отправлена в глубокий тыл – в Новосибирск (в 24 ящиках) и Соликамск (в 29 ящиках и 18 рулонов ковров)», – пишет главный летописец Музея Востока Владимир Войтов. Каких сил это стоило сотрудникам, остается только догадываться. Автор опирался на сухие архивные данные: приказы, дневник посещаемости, бухгалтерские и учетные книги. Из них следует, что из 44 человек в Музее осталось лишь 14 – кто-то ушел на фронт, кто-то эвакуировался. Потом упаковали и библиотеку, но из-за немецкого наступления ее так и не удалось вывезти. К счастью, книгофонд не пострадал.
«Когда я говорю о Великой Отечественной войне, я всегда очень волнуюсь, гораздо больше, чем на любых других открытиях. Может, это потому, что я родилась в 1945-м году, в год Победы… Выставка скромна, этим и необычна для нас, но при этом она очень мощная. При помощи этих старых бумаг мы можем говорить о том большом, важном труде, который проделали наши предшественники, чтобы сохранить Музей Востока для потомков. Несмотря на все трудности жизнь музейная – и вот это фантастика! – она продолжалась», – рассказала на открытии выставки «Дневник Победы» ее куратор Татьяна Метакса.
В годы войны научные сотрудники писали статьи, брошюры, составляли картотеку. Фонд музея умудрялись пополнять, например, плакатами, листовками и другой печатной агитацией, которую создавали художники национальных республик. Работала научная библиотека. Музейный лекторий проводил встречи в госпиталях. Делали и выставки, пусть они и были с приставкой «фото» и передвижными.
Большая часть фондов хранилась в подвалах. Климатические условия были далеки от идеальных – и все же музейщики сумели сохранить практически все предметы, даже капризные ткани и ковры.
Именно в военное время появились планы по реэкспозиции в музее. Его открыли сразу после войны – это случилось буквально через 2 недели, 25 мая 1945 г. Как это удалось? В экспозиции представлен приказ: перевести штат на 10-часовой рабочий день. А в другой бумаге – выговор сотруднице за то, что ушла в рабочее время в поликлинику. Войтов писал: когда зимой 1944 г. происходила реэвакуация экспонатов, температура в помещениях «не опускалась ниже 11 градусов», а драгоценные экспонаты при этом принимались круглосуточно.
Первым послевоенную книгу отзывов заполнил студент Московского архитектурного института Сергей Хмельницкий. В будущем он станет известен как главный архитектор Бухары. Этот документ также можно прочесть.
Выставка «Дневник Победы» – часть общероссийского проекта «Музейный полк», в котором участвуют культурные институции от Хабаровска до Мурманска.