Современный университет и высшее образование как явление, зачастую, понимаются в сугубо в утилитарном формате. Для массового «потребителя образовательных услуг» высшее образование видится лишь как вынужденный этап между школой и работой. Отсюда и пренебрежительные «пойти на вышку», «получить корочку». Вместе с тем, университет, в его текущем виде, вовсе не был предназначен для массовой подготовки инженеров-ударников и менеджеров по продаже всего.
Современный университет по сути своей является продолжением исследовательского университета, в котором преподавание идет через науку. Создателем и идеологом такого университета считается Вильгельм фон Гумбольдт, основавший в 1809 году Берлинский университет. Согласно концепции фон Гумбольдта университет призван не просто генерировать новое знание (наука) на основе осмысления опыта старого (преподавание), но также и воспитывать гармоничную универсальную личность, создающей новую реальность руководствуясь принципами этики и морали.
Поэтому сама постановка вопроса о востребованности профессий не совсем корректна. Вместе с тем, утилитарный подход при оценке высшего образования давно стал нормой. И развитием этого подхода стала так называемая «Тройная спираль»: образование, наука, инновации. Под последним термином, как правило, понимается коммерциализация научно-технологических разработок, поставленная «на поток». Идеальный университет представляется своего рода фабрикой знаний и технологий, симбиоз университета как такового и окружающей экосистемой, включающей институты коммерциализации: бизнес-акселераторы, технопарки и т.д. На практике, таких университетов в мире в лучшем случае несколько десятков, большая часть из которых расположены в США – Стэнфорд, MIT и другие.
Так каким же он будет, университет ближайшего будущего? Это зависит от типа экономике, шире, социума в котором существует университет. Мы видим что концепция чистой пост-индустриальной экономики дает сбои. Красноречивый пример — разворот США после избрания Трампа на возвращение реального сектора экономики, следствием чего, в частности, стали торговые войны с Китаем.
Карта профессий будущего двояка и непредсказуема. Различные институты по всем мире формируют видение профессий будущего. Например, известный Атлас новых профессий, опубликованный в 2015 совместно МШУ Сколково и АСИ.
Вместе с тем, скорость научно-технического прогресса (подчеркнем, в отдельных регионах и мегаполисах мира) такова, что какие-либо прогнозы едва ли оправданны, т.к. слишком много факторов, которые на возможно учесть, в особенности, политические.
Однако, самое важное отличие в видении будущего заключается в региональной специфики. Например, пока в России сохраняется экспортно-ориентированное направление экономики, очевидно, что востребованными будут профессии, связанные с добычей и обработкой полезных ископаемых. И ни при каких условиях в условиях такой экономики не появятся, скажем, IT-гиганты, сопоставимые с Google, Facebook и другими.
Для России в ближайшие десятилетия будут востребованы традиционные для нас сектора экономики и, следовательно, будут востребованы соответствующие профессии/специальности. Это:
- Добыча и переработка полезных ископаемых;
- Военно-промышленный комплекс и, соответственно, специальности инженерной направленности;
- Космос и телекоммуникации;
- Ядерные технологии.
Такая картина значительно разнится с футуристичным постиндустриальным развитием экономики. В этом нет ничего плохого или хорошего. Это реалии наших дней. И до тех пор, пока сохраняется существующий тип экономики и политической системы сложно ожидать появление качественно новых направлений развития общества и экономических секторов страны.
Олег СОЛОВЬЕВ, редактор международного рейтинга вузов Round University Ranking
От редакции: Редакция СМИ «АртМосковия» не согласна полностью с точкой зрения автора о тенденциях в развитии высшего образования в России, тем не менее выражает благодарность за выраженное мнение и предоставленный сборник новых профессий, которые вне всякого сомнения, помогут молодым людям сделать правильный выбор в получении востребованного государством образования и навыков.