Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАктуальноСовременный университет... Сложности выбора профессии или «абитуриенту к размышлению»

Современный университет… Сложности выбора профессии или «абитуриенту к размышлению»

Современный университет и высшее образование как явление, зачастую, понимаются в сугубо в утилитарном формате. Для массового «потребителя образовательных услуг» высшее образование видится лишь как вынужденный этап между школой и работой. Отсюда и пренебрежительные «пойти на вышку», «получить корочку». Вместе с тем, университет, в его текущем виде, вовсе не был предназначен для массовой подготовки инженеров-ударников и менеджеров по продаже всего.

Современный университет по сути своей является продолжением исследовательского университета, в котором преподавание идет через науку. Создателем и идеологом такого университета считается Вильгельм фон Гумбольдт, основавший в 1809 году Берлинский университет. Согласно концепции фон Гумбольдта университет призван не просто генерировать новое знание (наука) на основе осмысления опыта старого (преподавание), но также и воспитывать гармоничную универсальную личность, создающей новую реальность руководствуясь принципами этики и морали.

Поэтому сама постановка вопроса о востребованности профессий не совсем корректна. Вместе с тем, утилитарный подход при оценке высшего образования давно стал нормой. И развитием этого подхода стала так называемая «Тройная спираль»: образование, наука, инновации. Под последним термином, как правило, понимается коммерциализация научно-технологических разработок, поставленная «на поток». Идеальный университет представляется своего рода фабрикой знаний и технологий, симбиоз университета как такового и окружающей экосистемой, включающей институты коммерциализации: бизнес-акселераторы, технопарки и т.д. На практике, таких университетов в мире в лучшем случае несколько десятков, большая часть из которых расположены в США – Стэнфорд, MIT и другие.

Так каким же он будет, университет ближайшего будущего? Это зависит от типа экономике, шире, социума в котором существует университет. Мы видим что концепция чистой пост-индустриальной экономики дает сбои. Красноречивый пример — разворот США после избрания Трампа на возвращение реального сектора экономики, следствием чего, в частности, стали торговые войны с Китаем.

Карта профессий будущего двояка и непредсказуема. Различные институты по всем мире формируют видение профессий будущего. Например, известный Атлас новых профессий, опубликованный в 2015 совместно МШУ Сколково и АСИ.

Вместе с тем, скорость научно-технического прогресса (подчеркнем, в отдельных регионах и мегаполисах мира) такова, что какие-либо прогнозы едва ли оправданны, т.к. слишком много факторов, которые на возможно учесть, в особенности, политические.

Однако, самое важное отличие в видении будущего заключается в региональной специфики. Например, пока в России сохраняется экспортно-ориентированное направление экономики, очевидно, что востребованными будут профессии, связанные с добычей и обработкой полезных ископаемых. И ни при каких условиях в условиях такой экономики не появятся, скажем, IT-гиганты, сопоставимые с Google, Facebook и другими.

Для России в ближайшие десятилетия будут востребованы традиционные для нас сектора экономики и, следовательно, будут востребованы соответствующие профессии/специальности. Это:

  • Добыча и переработка полезных ископаемых;
  • Военно-промышленный комплекс и, соответственно, специальности инженерной направленности;
  • Космос и телекоммуникации;
  • Ядерные технологии.

Такая картина значительно разнится с футуристичным постиндустриальным развитием экономики. В этом нет ничего плохого или хорошего. Это реалии наших дней. И до тех пор, пока сохраняется существующий тип экономики и политической системы сложно ожидать появление качественно новых направлений развития общества и экономических секторов страны.

Олег СОЛОВЬЕВ, редактор международного рейтинга вузов Round University Ranking

От редакции: Редакция СМИ «АртМосковия» не согласна полностью с точкой зрения автора о тенденциях в развитии высшего образования в России, тем не менее выражает благодарность за выраженное мнение и предоставленный сборник новых профессий, которые вне всякого сомнения, помогут молодым людям сделать правильный выбор в получении востребованного государством образования и навыков.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru