РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюСоздавать новое вместе: в России появилась Культурная биржа

Создавать новое вместе: в России появилась Культурная биржа

Фондовые, валютные и товарные биржи давно стали неотъемлемой частью российской экономики. Но недавно в нашей стране появилась еще и Культурная биржа. Этот онлайн-инструмент призван облегчить поиск партнеров для культурных проектов и увеличить число и качество коллабораций в сфере культуры, искусств и креативных индустрий. Использовать его, причем совершенно бесплатно, могут и учреждения культуры, и фрилансеры, и медиаресурсы, и НКО, и коммерческие компании, представляющие различные отрасли экономики и заинтересованные поддержать культурные проекты или принять непосредственное участии в их реализации.

Как появилась Культурная биржа, что из себя представляет и какие возможности дает своим резидентам, рассказали Светлана Гуляева (на фото вверху), руководитель проекта, и Алёна Ясинская (фото ниже), соавтор идеи.

– Как пришла идея создать проект? Чем руководствовались при его создании?

Светлана Гуляева: Мы много лет работаем с культурными проектами — долгие годы были частью команды Санкт-Петербургского международного культурного форума: Алёна отвечала за программную часть, а я сначала руководила пресс-службой и маркетингом, а затем стала исполнительным директором. Плотно общаясь с участниками культурных форумов (не только петербургского, но и других — в стране и мире их немало) с 2017 года, мы видели, что одна из главных целей, с которыми они приезжают на эти события — зачастую за тридевять земель! — это найти единомышленников, партнеров, чтобы потом придумывать и создавать с ними новые проекты.

Тогда у нас и зародилась мысль, что было бы здорово для всех, кто хочет создавать коллаборации в культуре, организовать пространство сотрудничества, которое будет действовать постоянно, площадку, на которую не надо ехать, специально тратя средства и время. Пандемия кратно ускорила переход культурных институций в онлайн-среду, подружила с технологиями даже тех, кто не очень представлял себя в цифровом измерении. И это укрепило нас в мысли, что нужно создавать именно онлайн-платформу, которая не отменяет живого общения, конечно же.

Культурная биржа — это та самая возможность найти единомышленников и помощников для своих проектов и поучаствовать в инициативах других.

Алёна Ясинская: Мы видели, что у культурных институций, а тем более у самостоятельных деятелей культуры возникают зачастую проблемы при поиске реальных партнеров (например, выбор площадки для выступления, выставки или, наоборот, готовность принять у себя эксперта; поиск участников какого-либо фестиваля или коллективного проекта; поиск интеллектуальных партнеров для создания и проведения образовательных программ — список можно продолжать бесконечно!).

И в 2022 году мы провели собственное исследование в виде открытого опроса специалистов сферы культуры. Главным образом, мы хотели выяснить, как культурные учреждения и их сотрудники ищут партнеров для своих проектов и что преимущественно хотят получить от партнерств. В результате было получено около 500 ответов от релевантной аудитории: в нашем опросе приняли участие представители различных институций из самых разных регионов, такие как Третьяковская галерея, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Российский этнографический музей, Музей заповедник Царицыно, Государственный Эрмитаж, Челябинская государственная филармония, Сахалинский областной художественный музей, Концертно-театральный центр «Югра-Классик», Ханты-Мансийск, Новокузнецкое городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», и многие другие.

Выяснилось, что почти половина опрошенных (44%) работает с постоянным кругом партнеров. Еще 18% обращаются к местным департаментам культуры — и находят партнеров из того же города, округа. Но ведь новые идеи появляются именно тогда, когда расширяется круг общения — поэтому расширение партнерских контактов крайне важно для создания чего-то необычного! А открытый поиск (open call) объявляют всего 10% респондентов. Вместе с тем, 63,2% респондентов постоянно находятся в поиске партнеров, а 75,9% активно создают коллаборации и намерены это делать дальше.

Так нам стало совершенно ясно, что идея создать платформу для поиска партнеров — это нужная инициатива, и она должна состояться.

– Кто поддерживает ваш проект — ведь Культурная биржа полностью бесплатна для участников?

Светлана Гуляева: Разработка Культурной биржи заняла почти полтора года, проект состоялся при поддержке мецената — крупной производственной компании, оказавшей нам финансовую помощь в целях развития культурной инклюзии и укрепления единого культурного пространства страны.

Бесплатно воспользоваться платформой могут не только бюджетные и частные культурные институции. Она открыта для независимых деятелей искусств и представителей креативных индустрий, для НКО, СМИ, блогеров и коммерческих компаний. Здесь можно искать финансовую поддержку, экспертную консультацию, информационное партнерство, содержательное участие в проекте, волонтерскую помощь. Например, библиотека может подобрать эксперта по оригами для серии мастер-классов, а завод — куратора для обновления экспозиции корпоративного музея.

– Какие проекты вы бы выделили из тех, что сейчас уже размещены на платформе?

Алёна Ясинская: Официально Культурная биржа открылась 29 февраля. Но на платформе уже сейчас представлены интересные проекты, которые хотят привлечь партнеров разного рода. Так, «Ретрорейс» — ежегодный масштабный городской фестиваль ретротехники в Москве, который организует Музей транспорта Москвы в июле, — нуждается в спонсорской поддержке. Спонсорство может быть не только финансовым. Вот АНО «Идеи для музеев» хочет найти компанию или организацию, которая сможет предоставить оборудование для проведения в Российском этнографическом музее выставки проекта «Люди в музее. Настоящее и будущее». А петербургская библиотека и арт-резиденция ШКАФ ищет художников, артистов и спикеров для участия в артист-токе, проведении воркшопа или творческой встречи с участниками Арт-форума «База», который планируется на октябрь. И мы ожидаем, что количество таких ярких проектов будет только расти.

– Как подать и представить свой проект? Дадите пару полезных советов авторам проектов?

Светлана Гуляева: Мы очень старались, чтобы Культурной биржей было удобно пользоваться, чтобы она была простой и интуитивно понятной пользователям. Поэтому все очень просто: регистрируетесь на сайте (это нужно, чтобы и организаторы, и другие резиденты имели возможность с вами взаимодействовать и чтобы проект был представлен на сайте корректно), а после регистрации можно завести свой проект, заполнив понятные поля и выбрав опции. Подробную инструкцию, как это сделать, можно найти в личном кабинете — в разделе «Создать проект». Один зарегистрированный человек может предлагать несколько проектов и отвечать на несколько интересных предложений — от организации или от себя лично. Проект отправится на модерацию и после одобрения будет опубликован на платформе. Также, если вы зарегистрируетесь, вы сможете откликаться на другие проекты, выложенные на сайте, — без регистрации их можно только просмотреть. Если ваш отклик понравится инициатору проекта, он его примет, и вы получите доступ во внутренний закрытый чат, где можно обсудить детали сотрудничества. Нам будет очень ценно, если вы поделитесь результатами, когда ваш совместный проект состоится!

– Есть ли планы по развитию проекта? Что будет дальше?

Алёна Ясинская: В дальнейшем мы рассчитываем, что Культурная биржа может стать сообществом, где эксперты будут делиться своим опытом и лучшими практиками. Резиденты могут помогать друг другу советами и технологиями, рассказывать, как реализовывали совместные проекты, обсуждать подводные камни. Нам важно совершенствовать пользовательский опыт, внедрять технологические новинки и развивать цифровую доступность.

Платформа дает возможность выдвинуть и поддержать сильные инициативы, объединить сообщество вокруг важной темы.

И самое главное — повысить шансы реализовать классные идеи вне зависимости от региона и тематики проектов, тем самым способствуя объединению культурных профессионалов нашей страны.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru