«Свобода превыше всего!»

1016

Рос­сий­ская госу­дар­ствен­ная дет­ская биб­лио­те­ка при­гла­ша­ет на вир­ту­аль­ную выстав­ку работ худож­ни­ков-иллю­стра­то­ров Татья­ны Маври­ной и Иго­ря Олей­ни­ко­ва – един­ствен­ных на сего­дня рос­сий­ских обла­да­те­лей меда­ли Хан­са Кри­сти­а­на Андер­се­на – выс­шей награ­ды в мире дет­ской кни­ги, учре­жден­ной Меж­ду­на­род­ным сове­том по дет­ской кни­ге (IBBY) в 1956 году. 

Татья­на Маври­на (Лебе­де­ва) роди­лась в Ниж­нем Нов­го­ро­де (1900–1996). В 1921 году ее семья пере­еха­ла в Моск­ву, где Татья­на посту­пи­ла учить­ся в леген­дар­ный ВХУТЕМАС (Выс­шие худо­же­ствен­но-тех­ни­че­ские мастер­ские). Её учи­те­ля­ми были выда­ю­щи­е­ся живо­пис­цы Нико­лай Кры­мов и Роберт Фальк. В сере­дине 1920‑х годов Маври­на ста­ла рабо­тать как худож­ник-иллю­стра­тор. Чуков­ский, Бар­то, Мая­ков­ский, Лер­мон­тов, Фон­ви­зин, клас­си­ки зару­беж­ной лите­ра­ту­ры Стен­даль, Франс, Золя – она иллю­стри­ро­ва­ла очень раз­ных авто­ров, отта­чи­вая мастер­ство и откры­вая для себя сек­ре­ты книж­но­го искус­ства. Худож­ни­ца про­ил­лю­стри­ро­ва­ла сказ­ки Пуш­ки­на, рус­ские народ­ные сказ­ки, а поз­же ста­ла рисо­вать свои автор­ские кни­ги: «Ска­зоч­ные зве­ри», «Пря­ни­ки пекут­ся, коту в лапы не дают­ся», «Ска­зоч­ная азбу­ка». Она так­же про­ил­лю­стри­ро­ва­ла шесть книг Юрия Кова­ля: «Стек­лян­ный пруд», «Заячьи тро­пы», «Журав­ли», «Снег», «Бабоч­ки» и «Жере­бё­нок». В 1975 году Маври­ной была при­суж­де­на Госу­дар­ствен­ная пре­мия СССР за иллю­стра­ции к дет­ским кни­гам и за серию стан­ко­вых работ «Сказ­ка, Роди­на, Кра­со­та». В 1976 году за меж­ду­на­род­ный вклад в дело иллю­стра­ции дет­ских книг она была награж­де­на меда­лью Хан­са Кри­сти­а­на Андер­се­на. Её рабо­ты хра­нят­ся в собра­ни­ях круп­ней­ших музеев Рос­сии, дет­ские кни­ги и аль­бо­мы с живо­пи­сью пере­из­да­ют веду­щие рос­сий­ские издательства. 

Игорь Олей­ни­ков родил­ся в Любер­цах (1953). Игорь любил рисо­вать и уже в седь­мом клас­се выбрал себе буду­щую про­фес­сию. Одна­ко меч­ту уда­лось вопло­тить толь­ко в 1979 году, когда со стоп­кой сво­их рисун­ков он при­шел на сту­дию «Союз­мульт­фильм». Его при­ня­ли и Олей­ни­ков стал асси­стен­том худож­ни­ка-поста­нов­щи­ка в съё­моч­ной груп­пе «Тай­ны тре­тьей пла­не­ты» — пер­во­го совет­ско­го пол­но­мет­раж­но­го науч­но-фан­та­сти­че­ско­го мульт­филь­ма. Потом были мульт­филь­мы «Халиф-аист», «Жил-был пес», «Мар­тын­ко» и дру­гие. Над лен­та­ми «Сказ­ка о глу­пом муже», «Мы с Шер­ло­ком Холм­сом», «Пополз­но­ве­ние» он рабо­тал уже в каче­стве худож­ни­ка-поста­нов­щи­ка. Новый этап твор­че­ства — с 2001 по 2008 год — кни­ги с иллю­стра­ци­я­ми Олей­ни­ко­ва выхо­дят в Кана­де, США, Бель­гии, Швей­ца­рии, Ита­лии, Корее, Япо­нии и на Тай­ване. За несколь­ко лет худож­ник про­ил­лю­стри­ро­вал два­дцать пять изда­ний, мно­гие из кото­рых — «Джек и бобо­вый сте­бель», «Бре­мен­ские музы­кан­ты» и дру­гие поз­же были напе­ча­та­ны и в Рос­сии. Вес­ной 2018 года Олей­ни­ков стал обла­да­те­лем Золо­той меда­ли Хан­са Кри­сти­а­на Андер­се­на. Сре­ди его работ иллю­стра­ции к кни­гам о Брат­це Лисе, рома­ну Алек­сея Тол­сто­го «Аэли­та», лиме­ри­кам Эдвар­да Лира, про­из­ве­де­ни­ям Иоси­фа Брод­ско­го «Король Артур и рыца­ра­ри круг­ло­го сто­ла», «Бал­ла­да о малень­ком бук­си­ре» и «Азбу­ка рабо­чих про­фес­сий», Дани­и­ла Харм­са «Все бегут, летят и ска­чут», сказ­кам Алек­сандра Пуш­ки­на и Вла­ди­ми­ра Даля. Недав­ние рабо­ты худож­ни­ка – иллю­стра­ции к «Вол­шеб­ной Колы­ме» Андрея Уса­че­ва, «Охо­те на Снар­ка» Лью­и­са Кэр­рол­ла», «Синей пти­це «Мори­са Мет­тер­лин­ка» и «Сча­стью куз­не­чи­ка» Тоо­на Теллегена.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.