Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир книг«Свод» Николая Кононова

«Свод» Николая Кононова

Любителей современной поэзии сегодня можно поздравить: наконец-то поэтические тексты Николая Кононова – известного поэта и прозаика – собраны воедино, и даже те, которые со временем стали малодоступны, становятся в ряд с недавно изданными шедеврами. Все это стихотворное великолепие, а именно – сборник «Свод» (избранное из десяти книг 1981-2019 годов) – издано питерской «Пальмирой» в рамках еще более важного проекта: собрания сочинений автора культовых «Похорон кузнечика» и «Нежного театра». Кроме упомянутых романов, уже вышли «Фланер», «Парад» и «Гимны» Николая Кононова, его сборники эссе об искусстве «Критика цвета» и «Степень трепета», а также три книги новелл («Саратов», «Бестиарий», «Дефицит»).

свод николай кононов

Николай Кононов. Свод. – СПб.: Пальмира, 2022. – 205 с.

Тексты в сборнике «Свод» тоже удобно и компактно укладываются поначалу в любимую автором стилистику 1920-30-х, в которых Кузмин и Мандельштам, и еще нет Бродского, поглотившего их. Сам поэт в свое время перебрался из Саратова в Ленинград, в котором был вынужден строить свой личный мир, поскольку с державным, по Мандельштаму, его, кажется, обманули. С белыми ночами, например. Или с веселой жизнью богемы. В реальности же – уроки, педсоветы, контрольные…

Вот и в пьесах-стихах автора то и дело случаются «нарядные плащи из болоньи», «болезненные лианы полусонных галстуков», «интеллигентно-серое папино пальто» — безрадостная, как видим, «галантерея стиля». Откуда «пьесы», кроме как из названия последнего по времени сборника Кононова? «Так стихи называла София Викторовна Полякова, выдающийся филолог и византинист, и мне это было так по сердцу, — ответствует автор в одном из интервью. — И потом – «пьеса» означает завершенность, конечность существования отрывка текста, его право на жизнь вечную. В отличие от слова «стихотворения» в термине «пьеса» словно бы нет незавершенности, приоткрытости что ли. Люк поставлен на место, его уже не сдвинуть. Створки сошлись. Для краткого лирического высказывания это мне кажется чрезвычайно важным. Точность и трепет должны сойтись и вспыхнуть». И ведь вспыхивает! «Лишь только небо закурит крупно, / Пустит слоистый дым над холмами, как в гравюрах Фаворского, / Полосатых, птичьих, подумаешь: как жизнь складывается скупо, / Не даётся, крылатая, и щуришься от счастья смутного, раскосого…»

Итак, в самом начале — стихи, написанный «бог весть когда, в Саратове» в 80-е, где «клейкий шелест автомобилей, детские всхлипы тонковолокнистые», и где, казалось, «вот-вот и мы новой тесной жизнью заживём после ремонта». Да видно нельзя никак, вспомним классика, и вот уже «бессловесность, бессмыслица тихо и незаметно берут под локоть», и надо бы, опять-таки, тронуть за рукав, как прежде – нам по пути с тобой… но все время какая-то лягушка под руку попадается. «Неужели в четыре темнеет? О да!» И неужели, напрашивается вопрос, без бытовой речи в современной поэзии никак? Хотя, у Кононова как раз наоборот – речь поэта вплетается в общий поток «народного» красноречия. Кажется, это неизбежно в коммунальной судьбе, и вот уже новый сборник – о буднях питерского учителя.

«Полуотравлен, полуотравлен дикими восьмыми классами, / В какой-то рукав запрятан», — подытоживал автор бытие своего героя, у которого «комнатный век все топчется в прихожей», а «педагогики частая гребенка» не отпускает до самого золотушного конца. Здесь, кроме звуков молочного пьянино, слышна, опять-таки, поэтика Заболоцкого, Мандельштама, Кузмина. Хлебникова, наконец. «Пинь-пинь», – Не смутясь тарарахну в самой середине урока». Здесь, вновь упомянем, Бродский, слава богу, не ночевал (даже когда «я книги разбирал в шкафу и «Алгебру» растерзанную / Случайно выудил»), а переборы, переходы и заступ за черту – рифмы, строфы, смысла – от переизбытка чувств, а не благодаря какой-то изощренной методике. «Потому меня не волнуют формы, варианты и способы», — подтверждает автор чуть позже, в 90-х, хоть и по другому поводу, но все-таки.

Каков он, сочиняющий учитель? «Глобус под мышкой, на уме глупости», скажете? Подмечает серых мышек, красит их в лазурь своих фантазий, после сами выпускаются из восьмого класса, куда-то деваются… Уже готы и панки, ни разу не лолиты. Да и сам автор то и дело удивляется, мол, «вот уж никогда б не подумал, что всю вату, пыль мельчайшую, / клейковину педсоветов в хмурые стихи вложу». В «Лепете» поэт уже «умнеет», «философствует», хотя… «Вот, бреясь, зеркалу нежному говорю я: «Мама моя, такого разве…»», а в сборнике «Пилот» — ностальгия и светлая грусть. «Братались, брились, а теперь – / Другое на себя примерь, / Такое скорбное, что я – / Струёй струя». Да и какие еще стихи, кроме переводных, водились в неритмичной, как у БГ, стране, где не было ничего, а не только секса? «Лишь иностранцам – любимцам и неженкам все дозволяют, все можно им: — печалится автор. — Месопотамию ласк посетить, что в паху коченеет мороженым, / Тает и липко течет сквозь штакетники губ, но нас туда не зовут, / Где меж бедер под пенье газонокосилок я б вылизывал твой Голливуд».

Поэтому в краю сплошного целомудрия и социалистической морали, где грешить можно было лишь тайком, а любовь была только к Родине, такая литература всегда считалась не нашей, чужой, тлетворной. «Другой», одним словом. Возможно, отсюда ее насыщенный раствор оговорок, экивоков, упомянутых аллюзий с метафорами, которые реализовывались исключительно на письме. Давно уже все высказано на эту тему, да только сейчас, будучи сведено и смикшировано в таком вот «Своде», вновь становится актуальным, свежим, памятным. Словно в завершающих «Пьесах», где автор восклицает: «Стихов надменных хвост павлиний люблю-люблю-люблю, / Как будто детушкам рассказывал про макулатуру и металлолом».

Вот и получается, что «то ли везде целовать тебя, то ли леденить и мучить, то ли вовсе не трогать» — относительно не-нащих, «других» смыслов. Да и не только в литературе – везде. Зарубежье – хорошо, пиши о чем хочешь, а здесь, как поет БГ, где избы под снегом… Точнее, «а здесь у нас снега сто серий преют и не кончается эта картина», как у Кононова, и не совсем ясно, кто из нас «больше любим этим небом».

Нелибидинальная, как принято говорить, чувственность былого, где ничего «не было» кроме «патриотической» страсти, разложена у Кононова на мельчайшие составляющие, распыленные в бытовых сценах. В школе и дома, в саду и огороде, на Волге и Неве, даже в армии, где «новобранец Давид и прапорщик Голиаф сошлись на танец» – всюду, где пришлось пожить, побывать и поработать автору – учителю и ученику, любителю и любовнику, герою и персонажу. Доказавшему (и показавшему) существование альтернативных стилей жизни, и не только «поэтических».

Олег БУГАЕВСКИЙ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru