Выставочно-лекционный проект «Восток Рувима Мазеля» посвящен 130-летию со дня рождения выдающегося художника-ориенталиста Ильи (Рувима) Моисеевича Мазеля (1890-1967).
Рувим Мазель. Амбал на пристани. Из альбома «Узоры персидского города». 1916–1918. Каракалпакский государственный музей искусств имени И.В. Савицкого, Нукус
Рувим Мазель. Автопортрет во время малярии. 1923. Каракалпакский государственный музей искусств имени И.В. Савицкого, Нукус
Рувим Мазель. Старцы _ Моисей перед Землей Обетованной. 1931. Каракалпакский государственный музей искусств имени И.В. Савицкого, Нукус
Выходец из черты оседлости, сын витебского скрипача, окончивший хедер и художественную школу Ю.М. Пэна (1854-1937), Рувим Мазель прошел через художественные мастерские Германии, однако раскрылся как подлинный художник, соприкоснувшись именно с Востоком. Пустыни и краски Туркмении, а позднее и Кавказа возбудили в его генетической памяти образы Святой Земли и Иерусалима, запечатленные художником в библейских сюжетах на холсте, в графике, акварели и переданные иносказательно в образах обычных людей, через уклад их жизни, художественные традиции, включающие ковроткачество и музыку.
На протяжении сложной истории двадцатого века Восток был прибежищем для гонимых от войн, погромов, насилия и голода и остается благодатной житницей, принимающей и согревающей теплом своей земли, дарящей любовь всем, кто может почувствовать ее и принять. Сердце художника, наполненное радостью и счастьем от соприкосновения с природой, образами и искусством восточного края родной страны щедро откликнулось благодарным чувством: «Тут у меня проснулась давняя страсть к Востоку, и мне показалось, что я нашел то, что давно искал…» (Р. Мазель. Записки. Рукопись).
«Восток Рувима Мазеля» — это нарицательный образ вечной памяти, помогающей выстоять сквозь века, собирая настоящее из рассыпанных атомов прошлого, прикладывая камень к камню, жердочку к жердочке в восстановлении утраченной гармонии вещей. Наталья Апчинская (1937—2014) — первый исследователь творчества Рувима Мазеля, назвала его ярким примером «еврейского художника, сохраняющего национальную идентичность и при этом влюбленного в иную, хотя и родственную культуру» (Н. Апчинская, 2004). В этом сохраняется гармоничное единение Запада и Востока, подарившее миру добрые, светлые и по-своему уникальные образцы мазелевского искусства — искусства видеть свое сквозь чужое и любить чужое как свое.
Центральная тема экспозиции — память о Иерусалиме и Святой Земле — укорененная в творчестве художника, пронизывает все события «Недели еврейского искусства в ГИИ» (17-21 мая) — от выставки и лекций ведущих российских и зарубежных искусствоведов, концертов классической и традиционной еврейской музыки, до Первой Международной междисциплинарной сессии по Еврейскому искусству (20-21 мая).
Второй конкурс грантов Российского еврейского конгресса на развитие музейных и выставочных проектов в области еврейской культуры, лауреатом которого стал проект, определил победителей в 2020 году. На рассмотрение экспертного совета поступили 64 заявки из 36 городов, а в составленный экспертами шорт-лист, который рассматривало жюри, вошли 20 проектов. В апреле этого года РЕК объявил прием заявок на свой Третий конкурс музейно-выставочных грантов. По традиции участвовать в нем смогут любые некоммерческие, бюджетные и общественные организации: театры, музеи, общинные центры, научно-исследовательские институты, имеющие презентационные площадки в онлайн- или в офлайн-формате. Последний срок приема заявок – 15 июня 2021 года).