Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойГалереи и музеиВ Москве открылся форум «Музейный гид»

В Москве открылся форум «Музейный гид»

30 мая 2019 года в Центральном Манеже открылся международный форум «Музейный гид» — открытая дискуссионная площадка в программе фестиваля «Интермузей», на которой обсуждаются актуальные вопросы, стоящие на повестке дня российских и международных музеев. Организатором форума выступает Благотворительный фонд Владимира Потанина.

«Музей всегда, и особенно сегодня – это, в первую очередь, общественный институт. Поэтому мы предложили программу, которая вовлекает в общий разговор музеи и публику, музеи и организации разного профиля, знакомит с опытом друг друга музейных профессионалов из разных регионов. И мы решили начать нашу работу с одной из актуальных тем – темы счастья», – отметила на открытии генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева.

Сегодня в обществе эта тема становится все более актуальной, и не только в разрезе личной психологии, но и в контексте общественного благополучия и стратегического планирования в самых разных сферах деятельности. Как это сложное и противоречивое понятие соотносится с музейной практикой, должны ли музеи нести ответственность за счастье своих посетителей, и возможно ли его измерить?

Открывая дискуссию «Культура счастья: глобальный диалог» генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вспомнила, как в 2015 году общалась с посетителями выставки Валентина Серова, которые стояли в гигантских очередях на морозе, а на выходе говорили: «Да, это было тяжело, но зато потом – три часа абсолютного счастья». По словам эксперта, именно тогда она поняла, что музей действительно дает людям возможность испытать счастье, и в этом его миссия. Но важно до мелочей продумывать не только саму экспозицию, но и сопутствующую инфраструктуру, чтобы это ощущение не исчезало за пределами выставочного пространства, и сам музей был зоной для получения положительных эмоций. Также руководитель Третьяковской галереи отметила, как непросто подружить разные аудитории, например, маму с младенцем, которой не с кем оставить ребенка, и даму, которой детский плач мешает сосредоточиться на собственном внутреннем диалоге с произведением искусства. Но обе имеют право на посещение музея, задача которого решить эту дилемму и обеспечить комфортные условия всем посетителям.

Цель музеев – дать людям немного счастья, но это не означает, что предмет, которым занимается музей, должен быть обязательно счастливым, считает директор финского музея Amos Rex Кай Картио. «В жизни есть место и трагедии, но, когда мы работаем с трагедией через искусство, это может дать нам какой-то кусочек счастья, и у нас есть в этом потребность», – пояснил он. Amos Rex пытается измерить уровень счастья посетителей через различные опросы.

Развил дискуссию о счастье применительно к музеям с трагическими истоками министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Сергей Емельянов, который отметил, что сегодня активно развивается мемориальный туризм в места нахождения лагерей ГУЛАГ. Люди ищут места, где захоронены их родственники, и испытывают своего рода счастье и чувство удовлетворения, когда находят могилы предков. Он также отметил, что в последние три года в регионе на 15-20% растет посещаемость культурных заведений.

Доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Лурье допускает, что отчасти рост посещаемости музеев – это дань моде: музеи стали таким же элементом престижного потребления, как дорогие рестораны. То же самое касается и счастья: для современного человека престижно быть счастливым. Университет при поддержке Фонда Потанина запустил исследовательский проект «Культура счастья: роль культурных институтов в личном благополучии жителей России». Его цель – выяснить, что понимают под счастьем сами жители больших и малых российских городов, как местная культурная сфера влияет на их субъективное ощущение удовлетворенности жизнью, и как учреждения культуры могут сделать эту жизнь более приятной.

Тема культуры в целом и музеев в особенности в последнее время все чаще связывается с понятием не только счастья, но и здоровья, благополучия человека, пояснила Оксана Орачева. Так, например, в Канаде врачи уже получили возможность выписывать посещение музеев в качестве рецепта, а некоторые музеи даже завели у себя в штатном расписании должность врача. Оказалось, что поход в музей повышает у человека выработку тех же гормонов, что и физические упражнения. Возвращаясь к теме дискуссии, эксперт отметила, что люди сегодня очень разобщены, а музей – это всегда социум, и он помогает человеку оказаться там, где есть общество, что тоже дает ощущение счастья.

Представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой полагает, что понятие счастья слишком интимно и субъективно, а применительно к музеям больше подходят другие определения, например, радость и восторг, которые испытывает человек при встрече с произведениями искусства. Созерцание выдающихся картин может перевернуть представления о мире, подарить ощущение, что жизнь прекрасна, но счастье ли это?

«Музеи создают возможности для счастья, но они не обязательно делают людей счастливыми», – согласился старший научный сотрудник бизнес-школы им. Саида Оксфордского университета Пеграм Харрисон. Но соприкасаясь с искусством, человек может расширить свои горизонты, задуматься о каких-то сложных вещах, почувствовать себя более полноценным и, как следствие, более счастливым, добавил он. И заодно отметил, что 100 лет назад музеи даже не заботились о таких материях, поэтому в принципе современные люди живут в более счастливое время.

Мир меняется, и музеи должны принимать эти изменения, констатировали участники дискуссии. Все чаще культурные учреждения становятся не самостоятельными единицами, а частью общественного пространства, с кафе, магазинами, куда люди могу прийти просто для того, чтобы пообщаться с друзьями, приятно провести время.

Вопросы о том, где музеям брать дополнительные средства, необходимые для расширения деятельности, обсудили специалисты в сфере фандрайзинга и социальной филантропии на секции «Формула счастья: ресурсы и возможности». В ней приняли участие заведующая отделом по работе с порталом «Культура. Гранты России» ФГБУК «Центр культурных стратегий и проектного управления» (РОСКУЛЬТПРОЕКТ) Инна Голышева, генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин, директор Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств Алексей Матвеев, начальник управления общественных связей Пермского государственного университета Ксения Пунина и директор Фонда «Друзья ГМЗ «Петергоф» и Фонда целевого капитала ГМЗ «Петергоф» Светлана Добросолец. В частности, эксперты обсудили вопросы долгосрочного планирования, привлечения грантовых средств, перспективы создания фондов целевых капиталов в культурных учреждениях.

Участники секции «В поисках счастья: парадоксы музейной публичности» рассказали, как музеи сегодня осмысляют выполнение взаимно исключающих задач: сохранение и доступность, элитарность и открытость. «Музейная фишка – публичное одиночество. Но если XIX век поставил задачу преодоления элитарности в пользу публичности, то XXI ставит вопрос о преодолении публичности в пользу индивидуальности», – заявил руководитель специализации «Менеджмент музеев и галерей» в МВШСЭН Владимир Дукельский. Люди больше не желают быть анонимными посетителями, они хотят быть замеченными и оцененными. Развитие искусственного интеллекта и больших данных позволяет выстраивать точечную работу с посетителем с учетом его интересов.

Советник генерального директора Государственной Третьяковской галереи Юлия Купина обратила внимание на недостаточную открытость музеев для профессионального сообщества с точки зрения доступа к коллекциям, информации и т.д. И это не менее важно, чем работа с публикой. «Публичность – это всегда доброжелательность и внимание к конкретному человеку», – подчеркнула эксперт.

Публичности у российских музеев сегодня недостаточно, но и в стремлении к открытости важно не переборщить и тщательно следить за тем, какая именно информация поступает в общедоступное пространство, считает директор музея Б.Н. Ельцина (Ельцин-центра) в Екатеринбурге Дина Сорокина. Своим опытом работы с широкой аудиторией также поделись директор Коломенского центра развития познавательного туризма «Коломенский посад» Наталья Никитина и заведующая отделом музейных проектов Музея Природы и Человека в Ханты-Мансийске Лариса Поршунова.

Завершило первый день форума обсуждение проекта «Травма и возрождение», посвященного культурным взаимосвязям стран Восточной и Западной Европы, который поддержал Фонд Потанина. Его инициировали три крупные европейские художественные площадки – Центр изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центр искусства и медиатехнологий (ZKM – Карлсруэиз) и ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва).

Изначально появилась идея сделать проект, который будет посвящен проблематике послевоенного искусства и гуманизма, рассказала заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина Александра Данилова, но чем дальше авторы инициативы размышляли на эту тему, тем больше усложнялась задача. Проект превратился в трехлетнее исследование роли искусства в социальных и политических процессах прошлого и настоящего, в попытку изменить восприятие общей истории и разработать новые формы для культурного диалога. Итогом этой работы стал Манифест «Создавая желанное будущее», который был представлен на «Музейном гиде».

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru