30 мая 2019 года в Центральном Манеже открылся международный форум «Музейный гид» — открытая дискуссионная площадка в программе фестиваля «Интермузей», на которой обсуждаются актуальные вопросы, стоящие на повестке дня российских и международных музеев. Организатором форума выступает Благотворительный фонд Владимира Потанина.
«Музей всегда, и особенно сегодня – это, в первую очередь, общественный институт. Поэтому мы предложили программу, которая вовлекает в общий разговор музеи и публику, музеи и организации разного профиля, знакомит с опытом друг друга музейных профессионалов из разных регионов. И мы решили начать нашу работу с одной из актуальных тем – темы счастья», – отметила на открытии генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева.
Сегодня в обществе эта тема становится все более актуальной, и не только в разрезе личной психологии, но и в контексте общественного благополучия и стратегического планирования в самых разных сферах деятельности. Как это сложное и противоречивое понятие соотносится с музейной практикой, должны ли музеи нести ответственность за счастье своих посетителей, и возможно ли его измерить?
Открывая дискуссию «Культура счастья: глобальный диалог» генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вспомнила, как в 2015 году общалась с посетителями выставки Валентина Серова, которые стояли в гигантских очередях на морозе, а на выходе говорили: «Да, это было тяжело, но зато потом – три часа абсолютного счастья». По словам эксперта, именно тогда она поняла, что музей действительно дает людям возможность испытать счастье, и в этом его миссия. Но важно до мелочей продумывать не только саму экспозицию, но и сопутствующую инфраструктуру, чтобы это ощущение не исчезало за пределами выставочного пространства, и сам музей был зоной для получения положительных эмоций. Также руководитель Третьяковской галереи отметила, как непросто подружить разные аудитории, например, маму с младенцем, которой не с кем оставить ребенка, и даму, которой детский плач мешает сосредоточиться на собственном внутреннем диалоге с произведением искусства. Но обе имеют право на посещение музея, задача которого решить эту дилемму и обеспечить комфортные условия всем посетителям.
Цель музеев – дать людям немного счастья, но это не означает, что предмет, которым занимается музей, должен быть обязательно счастливым, считает директор финского музея Amos Rex Кай Картио. «В жизни есть место и трагедии, но, когда мы работаем с трагедией через искусство, это может дать нам какой-то кусочек счастья, и у нас есть в этом потребность», – пояснил он. Amos Rex пытается измерить уровень счастья посетителей через различные опросы.
Развил дискуссию о счастье применительно к музеям с трагическими истоками министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Сергей Емельянов, который отметил, что сегодня активно развивается мемориальный туризм в места нахождения лагерей ГУЛАГ. Люди ищут места, где захоронены их родственники, и испытывают своего рода счастье и чувство удовлетворения, когда находят могилы предков. Он также отметил, что в последние три года в регионе на 15-20% растет посещаемость культурных заведений.
Доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Лурье допускает, что отчасти рост посещаемости музеев – это дань моде: музеи стали таким же элементом престижного потребления, как дорогие рестораны. То же самое касается и счастья: для современного человека престижно быть счастливым. Университет при поддержке Фонда Потанина запустил исследовательский проект «Культура счастья: роль культурных институтов в личном благополучии жителей России». Его цель – выяснить, что понимают под счастьем сами жители больших и малых российских городов, как местная культурная сфера влияет на их субъективное ощущение удовлетворенности жизнью, и как учреждения культуры могут сделать эту жизнь более приятной.
Тема культуры в целом и музеев в особенности в последнее время все чаще связывается с понятием не только счастья, но и здоровья, благополучия человека, пояснила Оксана Орачева. Так, например, в Канаде врачи уже получили возможность выписывать посещение музеев в качестве рецепта, а некоторые музеи даже завели у себя в штатном расписании должность врача. Оказалось, что поход в музей повышает у человека выработку тех же гормонов, что и физические упражнения. Возвращаясь к теме дискуссии, эксперт отметила, что люди сегодня очень разобщены, а музей – это всегда социум, и он помогает человеку оказаться там, где есть общество, что тоже дает ощущение счастья.
Представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой полагает, что понятие счастья слишком интимно и субъективно, а применительно к музеям больше подходят другие определения, например, радость и восторг, которые испытывает человек при встрече с произведениями искусства. Созерцание выдающихся картин может перевернуть представления о мире, подарить ощущение, что жизнь прекрасна, но счастье ли это?
«Музеи создают возможности для счастья, но они не обязательно делают людей счастливыми», – согласился старший научный сотрудник бизнес-школы им. Саида Оксфордского университета Пеграм Харрисон. Но соприкасаясь с искусством, человек может расширить свои горизонты, задуматься о каких-то сложных вещах, почувствовать себя более полноценным и, как следствие, более счастливым, добавил он. И заодно отметил, что 100 лет назад музеи даже не заботились о таких материях, поэтому в принципе современные люди живут в более счастливое время.
Мир меняется, и музеи должны принимать эти изменения, констатировали участники дискуссии. Все чаще культурные учреждения становятся не самостоятельными единицами, а частью общественного пространства, с кафе, магазинами, куда люди могу прийти просто для того, чтобы пообщаться с друзьями, приятно провести время.
Вопросы о том, где музеям брать дополнительные средства, необходимые для расширения деятельности, обсудили специалисты в сфере фандрайзинга и социальной филантропии на секции «Формула счастья: ресурсы и возможности». В ней приняли участие заведующая отделом по работе с порталом «Культура. Гранты России» ФГБУК «Центр культурных стратегий и проектного управления» (РОСКУЛЬТПРОЕКТ) Инна Голышева, генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин, директор Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств Алексей Матвеев, начальник управления общественных связей Пермского государственного университета Ксения Пунина и директор Фонда «Друзья ГМЗ «Петергоф» и Фонда целевого капитала ГМЗ «Петергоф» Светлана Добросолец. В частности, эксперты обсудили вопросы долгосрочного планирования, привлечения грантовых средств, перспективы создания фондов целевых капиталов в культурных учреждениях.
Участники секции «В поисках счастья: парадоксы музейной публичности» рассказали, как музеи сегодня осмысляют выполнение взаимно исключающих задач: сохранение и доступность, элитарность и открытость. «Музейная фишка – публичное одиночество. Но если XIX век поставил задачу преодоления элитарности в пользу публичности, то XXI ставит вопрос о преодолении публичности в пользу индивидуальности», – заявил руководитель специализации «Менеджмент музеев и галерей» в МВШСЭН Владимир Дукельский. Люди больше не желают быть анонимными посетителями, они хотят быть замеченными и оцененными. Развитие искусственного интеллекта и больших данных позволяет выстраивать точечную работу с посетителем с учетом его интересов.
Советник генерального директора Государственной Третьяковской галереи Юлия Купина обратила внимание на недостаточную открытость музеев для профессионального сообщества с точки зрения доступа к коллекциям, информации и т.д. И это не менее важно, чем работа с публикой. «Публичность – это всегда доброжелательность и внимание к конкретному человеку», – подчеркнула эксперт.
Публичности у российских музеев сегодня недостаточно, но и в стремлении к открытости важно не переборщить и тщательно следить за тем, какая именно информация поступает в общедоступное пространство, считает директор музея Б.Н. Ельцина (Ельцин-центра) в Екатеринбурге Дина Сорокина. Своим опытом работы с широкой аудиторией также поделись директор Коломенского центра развития познавательного туризма «Коломенский посад» Наталья Никитина и заведующая отделом музейных проектов Музея Природы и Человека в Ханты-Мансийске Лариса Поршунова.
Завершило первый день форума обсуждение проекта «Травма и возрождение», посвященного культурным взаимосвязям стран Восточной и Западной Европы, который поддержал Фонд Потанина. Его инициировали три крупные европейские художественные площадки – Центр изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центр искусства и медиатехнологий (ZKM – Карлсруэиз) и ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва).
Изначально появилась идея сделать проект, который будет посвящен проблематике послевоенного искусства и гуманизма, рассказала заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина Александра Данилова, но чем дальше авторы инициативы размышляли на эту тему, тем больше усложнялась задача. Проект превратился в трехлетнее исследование роли искусства в социальных и политических процессах прошлого и настоящего, в попытку изменить восприятие общей истории и разработать новые формы для культурного диалога. Итогом этой работы стал Манифест «Создавая желанное будущее», который был представлен на «Музейном гиде».