24 января 2020 года на «Мосфильме» состоится XVIII торжественная церемония вручения премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел».
Главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер», журналист, член Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI), член Национальной академии кинематографических искусств и наук России Мария Лемешева подчеркнула, что жюри премии традиционно отбирает в число номинантов наиболее знаковые работы: «Почти два десятка лет «Золотой орел» точно отражает тренды и достижения российского кинематографа и телевидения, и «КиноРепортер» с особым вниманием наблюдает за тем, какую оценку дает номинантам экспертное жюри. Наиболее заметной тенденцией в кинематографе последних лет и новой культурной формой стали сериалы. Также мы наблюдаем, как в кино и телевидении постепенно размываются границы: к примеру, сериалы «Домашний арест» и «Звоните ДиКаприо!», претендующие на «Золотого орла», можно посмотреть как офлайн, так и онлайн, а великолепный актер Александр Петров представлен и в теле-, и в кинономинациях. Саша достиг в своей кинокарьере такого уровня, что роли, исполненные им в разных фильмах, конкурируют между собой. Честно говоря, мне вспоминается только один случай в истории кинопремий, когда один человек соперничал сам с собой в номинации. В 2001 году режиссер Стивен Содерберг был претендентом на «Оскар» в категории «Лучший режиссер» с фильмами «Трафик» и «Эрин Брокович». Кстати, статуэтку он тогда получил. Посмотрим, сколько «Орлов» завоюет Петров».
Александр Петров будет бороться за премию в двух номинациях: «Лучшая мужская роль в кино» (фильмы «Текст» и «Т-34»), где противостоять ему будет только Юрий Борисов из криминальной драмы «Бык», и «Лучшая мужская роль на телевидении» (сериал «Звоните ДиКаприо!») – в этой номинации конкурентами Петрова станут Павел Деревянко («Домашний арест») и Александр Яценко («Ненастье»).
Очень свежо выглядит номинация «Лучшая женская роль в кино» – сплошь молодые лица: Стася Милославская («Бык»), Виктория Мирошниченко («Дылда») и Ирина Старшенбаум («Т-34»). За роли второго плана и телеработы выдвинуты по большей части куда более опытные актрисы: Мария Миронова («Громкая связь»), Ксения Раппопорт и Евгения Брик (обе за «Одессу»), Анна Уколова («Домашний арест») и Анна Михалкова («Шторм»). Исключение составляет лишь украсившая своей яркой игрой сериал «Ненастье» Татьяна Лялина, для которой это первая большая роль.
На приз в категории «Лучший фильм» претендуют, как обычно, пять картин – «Бык», «Дылда», «Одесса», «Т-34» и «Текст». По общему числу номинаций лидирует военный боевик Алексея Сидорова «Т-34» – он представлен в 13 категориях. Драма Валерия Тодоровского «Одесса» претендует на награды в девяти номинациях, психологический триллер Клима Шипенко «Текст» – в шести, а картина Кантемира Балагова «Дылда», выдвинутая на премию «Оскар» от России, и историческая драма «Тобол» – в пяти. Лидерами гонки сериалов стали «Домашний арест» и «Ненастье»: у них по три номинации.
Тройку кандидатов на звание «Лучший зарубежный фильм в российском прокате» составили «Зеленая книга» Питера Фаррелли, «Король Лев» Джона Фавро и «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино.
Российская национальная кинопремия «Золотой орел» учреждена Национальной Академией кинематографических искусств и наук России 4 марта 2002 года. Награда присуждается за выдающиеся достижения в сфере киноискусства по итогам голосования действительных членов и членов-корреспондентов Академии. Отбор фильмов по номинациям осуществляет экспертный совет. В разные годы лауреатами премии становились Андрей Звягинцев, Федор Бондарчук, Никита Михалков, Владимир Машков, Константин Хабенский, Евгений Миронов, Александр Петров и другие.