Для людей образованных нет нужды в представлении Георгия Костаки – крупнейшего собирателя русского авангарда. В 1970-е годы его коллекцией любовалась творческая интеллигенция, равно как и Святослав Рихтер, Марк Шагал, Глен Гульд. Сейчас же отдельные произведения живописного искусства можно увидеть в залах музея Анатолия Зверева.
Анатолий Зверев. «Портрет с солнцем». 1957 год
Игорь Макаревич (1943). «25 воспоминаний о друге» (Воспоминание о друге). 1979 год. Дерево, эмаль, пластик, 85,0х85,0х7,5
Олег Целков (1934). «Две женщины». 1957 год. Холст, масло, 86,5х118,8х3,0
Михаил Шемякин (1943). «Две фигуры». 1975 год. Цветная литография, 72,5х49,6
И всё же первое, на что стоит не только обратить внимание, но и внимательно посмотреть – фильм «Дар Костаки» – рассказ известных художников, искусствоведов, сотрудников музеев о коллекционере, его поразительной способности, таланте находить, отбирать лучшее, что есть в мировом искусстве. Кандинский и Филонов, Шемякин и Краснопевцев, Зверев и Вейсберг стали выбором коллекционера, равно как и произведения древнерусского искусства – иконы.
У Георгия Костаки непростая судьба – в 1977-м году он был вынужден покинуть СССР, оставив совершенно осознанно свою коллекцию Третьяковской галерее, музею имени Андрея Рублева.
По прошествии более 40 лет мы можем видеть геометрические сюжеты Ивана Клюна, озорные портреты Анатолия Зверева и дивное небольшое собрание русской крестьянской игрушки Николая Церетелли (снова провидческий дар Костаки) – узбекского актёра и режиссёра.
Выставка открыта до 8 ноября 2020 года
Марина АБРАМОВА